Грибовский Г-2 Рекордный планер

Задавшись целью самостоятельно построить планер, зимой 1924-25 гг. Грибовский в свободное от службы время спроектировал и, совместно с коллегами по службе, изготовил первый аппарат, получивший обозначение Г-1. Планер был выполнен полностью из дерева, обшит фанерой и полотном. Он представлял собой достаточно гармоничный моноплан с четырехгранным фюзеляжем, цельноповоротным горизонтальным и вертикальным оперением. Дополнительным его отличием от большинства современников являлось наличие шасси с деревянными колесами.

Осенью 1925 г. первенец Грибовского был представлен в качестве планера-парителя на 3-й Всесоюзные планерные состязания, по традиции состоявшиеся в Коктебеле. Техническая комиссия положительно оценила Г-1, после чего конструктору удалось выполнить несколько полетов, доказавших рациональность конструкции и удовлетворительные летные характеристики.

К сожалению, судьба аппарата оказалась короткой. Спустя несколько дней, при буксировке к месту старта, порыв ветра подхватил легкий планер и разбил его. Сохранившееся крыло Г-1 впоследствии использовали для поверочных статических испытаний, полностью подтвердивших его расчеты на прочность.

После возвращения с планерного слета Грибовский направился для дальнейшего продолжения службы инструктором в школу повышения летного мастерства "Стрельбом" (стрельбы и бомбометания), расположенную в Серпухове. Здесь, несмотря на интенсивные полеты в школе, он приступает к разработке рекордного планера Г-2 и четырехместного Г-3.

Планер Г-3 предназначался для транспортных целей, отличался наличием двух фюзеляжей, в каждом из которых предполагалось разместить двух пилотов или соответствующий груз. Но, очевидно, сама идея транспортных планерных перевозок еще не созрела, так как проект не получил одобрения Технического Комитета Осоавиахима и не реализовывался.

Судьба Г-2 оказалась более успешной. Планер был построен в 1927 г. и принял участие в очередных состязаниях, показавших его весьма неплохие летные качества. От первой конструкции он отличался обтекаемым, веретенообразным фюзеляжем, выклеенном из березового шпона, и установкой посадочной лыжи. После проведенных доработок, коснувшихся в основном уменьшения чувствительности рулей, аппарат под обозначением Г-2бис строился во многих планерных кружках и мастерских как тренировочный паритель вплоть до 1935 г.

Учитывая популярность Г-2бис, организация "Снабавиахим" выпустила его рабочие чертежи, которые дополнялись рассылкой отдельных деревянных элементов и узлов для самостоятельной сборки планера.

В 1928 г. Г-2 открывал очередной слет планеристов в Коктебеле. В связи с этим событием газета "Комсомольская правда" писала: "Во время осмотра планеров, построенных фронтом вдоль лагеря, тов. Грибовский продемонстрировал два блестящих парящих полета на планере Г-2 собственной конструкции. Зрелище было настолько красиво, что все присутствовавшие криками приветствовали летчика во время его полета".

На Г-2 Грибовский впервые среди советских планеристов предпринял удачную попытку парящего полета в термических восходящих потоках. Значимость события заключалась в том, что ранее полеты выполнялись только в так называемых "потоках обтекания", то есть - в потоках, огибающих длинную, покатую гору Узун-Сырт возле Коктебеля.

Первые планеры не отличались достаточным аэродинамическим качеством и техническим совершенством, поэтому подъемы на них носили скорее характер учебных и изыскательских. Г-2 Грибовского явился первым советским планером, способным к самостоятельным, свободным полетам в термических потоках. В дальнейшем парящие полеты на Г-2бис освоили несколько поколений советских планеристов. 

Смотрите также

Новиков А.А.
Главный маршал авиации Новиков Александр Александрович. Родился 19 ноября 1900 года в д. Крюково Костромской области в семье крестьянина. В армии с 1919 года. В 1922 году окончил курсы «Выстрел& ...

Концепции бухгалтерской информации
В перечень важных причин, определявших необходимость перехода в России на новую, иную систему финансовой отчетности можно включить интересы зарубежных партнеров; интересы совладельцев и акционеров, ...

Horten Ho.VI Экспериментальный планер
Планер Нo-VI проектировался практически одновременно с Н-IV. По сравнению с ним он имел большее удлинение крыла. Летчик лежал в кабине на животе. В 1944-м построили два экземпляра Н-VI, летавших в мае ...