Поляки на НьюпорахИстория авиации / Авиация Первой Мировой / Поляки на Ньюпорах
Первыми поляками, столкнувшимися с Ньюпорами были поляки, служившие в составе Российских императорских ВВС в Первую Мировую войну, а позже в РККФВ и белых армиях.
Первым Ньюпором, облетанным поляком, был -4G. Эти самолеты базировались на аэродроме Мокотов под Варшавой и использовались преимущественно для подготовки летчиков и летнабов. В числе пилотов был поляк Ярослав Окулич-Козярин из 18-го ао. На Ньюпорах 10 и 12 летали Антон Мрочковский, Ньюпоры 11, 16, 17, 22 и 24 бис освоили Тадеуш Грочовальски, Антони Мрочковский, капитан Донат Макийонек (ведущий русский ас с 8 подтвержденными победами, вероятно лучший ас польского происхождения Первой Мировой войны). В числе остальных можно назватьмайор Йержи Борейша, поручика Станислава Павлука, подпоручика Юлиуша Гилевича (летал на Ньюпор 24бис в составе РККВФ).
Тот же Адам Хабер-Влинский (инструктор в московской летной школе) на своем красном Ньюпор 21 демонстрировал летное мастерство перед Лениным и другим руководством советской России. Еще ранее этот летчик был летчикм-испытателем на зваоде "Дукс", налетав около 10 тысяч часов в воздухе.
В армии генерала Деникина служил на Ньюпоре 11 (или 16) поручик Северин Сацевич.
А настоящее знакомство с Ньюпорами у поляков началось летом 1917 года, когда в хаосе начинающейся гражданской войны началось массовое дезертирство летчиков бывшей царской армии. Первый невооруженный Ньюпор 11 с1 (╧1125) стал первым самолетом формирующегося Польского Авиационного Отдела при 1-м польском корпусе в Минске. Самолет принадлежал командиру подразделения капитану Зигмунду Студзинскому. В декабре 1917 года несмотря на очень плохие условия самолет совершил 150-км перелет Минск - Бобруйск. Посадка прошла неудачно - самолет был поврежден, однако после ремонта служил до апреля 1918 года.
Еще один Ньюпор 11 с1 был получен Польским авиационным отделом поручика Наркиевича от генерала Деникина. Подразделение было сформировано 15 октября 1918 года в станице Пашковская (Кубань) как часть 4-й польской стрелковой дивизии. Самолет был в ужасном состоянии, однако был починен и использовался как связной сначала на Кубани, а потом и в Одессе, куда была переброшена дивизия. Тут же самолет и был брошен во время отступления в Румынию.
Третий Ньюпор 11 с1 был захвачен польскими частями на аэродроме Левандовка под Львовым 2 ноября 1918 года. Эта машина представляла собой австрийский трофей вместе с Спадом 7с1, принадлежавшим 19-му иао. Однако в январе 1919 года во время снежной бури ангар на аэродроме рухнул, похоронив под собой старый истребитель.
В декабре 1916 года поляки, служившие в 14-м ао перегнали в Яссы Ньюпор 16с1 (╧ 4365). До апреля 1918 года эта машина эксплуатировалась 2-м польским авиационным отделом при 2-м Польском корпусе генерала Галлера. Одним из пилотов, летавших на нем, был подпоручик Йержи Гарбинский. Самолет был брошен на аэродроме Яссы.
В составе польских ВВС служило 9 Ньюпоров 17с1 и 17бис. Один был захвачен в России, а остальные были трофеями войны 1919-1920 гг. По всей видимости только два были в летном состоянии - ╧4233 (11.05) и 6176 (11.01). Остальные четыре использовались в качестве набора запчастей. Оба истребителя использовались довольно короткое время - до июля 1920 года в составе 1- го авиакрыла. Одним из летчиков, летавших на них был поручик Станислав Павлук.
Два Ньюпора 17бис отличались маломощными двигателями и были распределены в 5-ю разведывательную эскадрилью. Первый самолет эксплуатировали всего 6 недель, после чего отправили в тыл по очень простой причине - никто не смог освоить русскую фотокамеру, установленную на нем. А дело в том, что большинство поляков служили в австро-венгерских или германских воздушных силах. Второй самолет был облетан весной 1921 года, однако вскоре был разбит и не восстанавливался.
Поляки также эксплуатировали пять Ньюпоров 21 е1 - три находились на вооружении польских частей в России в 1918 года, а два были трофеями советско-польской войны. Трофейные машины были невооружены и до лета 1922 года использовались в школе высшего пилотажа в Grudziadz.
Однако самыми распространенными были Ньюпоры 23 с1 - их было аж 14. Семь самолетов находились на вооружении польских частей в России - причем это были как самолеты французского, так и российского производства. Четыре Ньюпора были из состава 14-го ао и попали в 1-й польский авиационный отдел боевой, дислоцированный около Каменец Подольского. Частью командовал ротмистр Тадеуш Грочовальски и в его составе служили преимущественно выходцы из 19 иао, в том числе и Макийонек.
Весьма колоритным подразделением был и 2-й польский авиационный отдел, сформированный в 1917 года в Яссах на базе 14-го ао. На вооружении эскадрильи находилось два Ньюпора, один двухместный Спад и один Моран-парасоль. Часть была переброшена в Каниов, где соединилась с частями генерала Галлера. Однако 11 мая поляки попали в руки германских частей, которые самолеты реквизировали, а летчиков отправили в концлагерь в Бела Подляске.
В уже упоминавшемся 1-м польском авиационном отделе в Минске насчитывалось целых 16 самолетов, а командовал им подполковник Петр Абаканович. Позже часть была переброшена в Бобруйск, где стала германским трофеем. Чтобы самолеты не попали в руки врага они были выведены из строя и только один "Илья Муромец", пилотированный полковником Божко смог взять на борт несколько польских офицеров и взлететь в направлении Смоленска.
Остальные Ньюпор 23с1 были захвачены у большевиков в 1919 и 1920 годах и в большинстве своем были отправлены в тыл, хотя один самолет (╧3191, 11.04) какое-то время до отправки в летную школу использовался на фронте. Отсутствие запчастей быстро вывело их из применения.
Поляки также эксплуатировали по крайней один Ньюпор 24 с1 и пять Ньюпор 24 бис. Все они попали в качестве трофеев (в трех случаях самолеты попали вместе с дезертирами из советской России). Невооруженный Ньюпор 24с1 (╧5424) был захвачен 19 апреля 1919 года в Вильнюсе. Командир 3-го аоа поляк по происхождению Юлиуш Гилевич воспользовавшись хаосом и направил поезд с авиаимуществом в польском направлении. В числе прочего тут были Ньюпорт и Анатра Анасаль. Ньюпорт был облетан 3 мая 1919 года и использовался в боях ( в частности на нем летали поручик Юркевич и поручик Виктор Вилльман).
Однако дольше всего служил у поляков Ньюпор 24бис (╧5086), который прослужил в разных частях до 1929 года. После чего машина была передана Краковскому академическому авиаклубу, где она получила собственное имя "Ванка" и код SP-ACU. Его карьера закончилась в октябре 1932 года, когда самолет был разбит в аварии. По всей видимости это был самый долгоживущий Ньюпор, построенный во времена Первой Мировой войны.
Ньюпор 21е1, Высшая школа пилотажа, 1921 год.
Смотрите также
Породы древесины для воздушных винтов дельтаплана
Основным материалом для изготовления деревянных винтов является б е-реза (прил. 7). В Советском Союзе растет сорок видов березы. Есть высокие березы — до 20 м высотой, а есть кустарнички не выше ...
Классификация парашютов
Классификация основных парашютов типа «крыло» общего назначения.
В зависимости от загрузки один и тот же парашют может относиться к различным группам. По своим характеристикам парашюты ти ...
Георгий Тимофеевич Береговой
В 1960 году предстояло испытывать на штопор самолет ОКБ Яковлева Як-27. В то
время практиковалось проводить испытания специалистами промышленности и ВВС совместно.
От промышленнности был назначен ...