Программа безопасности

Каждый начинающий дельтапланерист мечтает о парящем полете. И чем раньше, тем лучше. Но необходимо последовательное освоение каждого шага, ведущего к вершинам мастерства.
В мире существует много различных методик обучения дельтапланеризму, отличия которых определяются местными условиями или личными пристрастиями инструктора. На основе изучения и анализа практики разных стран председателем подкомиссии по обучению и безопасности полетов Международной федерации дельтапланерного спорта Ш. А. Фоссумом разработана «Программа безопасности полетов», которая рассмотрена и согласована ФАИ и рекомендована как международный стандарт по безопасности пилотирования и обучению дельтапланеризму. Разумеется, она будет и дальше совершенствоваться в каждой стране с учетом национальных особенностей. Но уже сейчас в Норвегии, насчитывающей свыше 1200 дельтапланеристов, после внедрения этой программы отмечено резкое сокращение летных происшествий.
Программа Фоссума разбивает обучение дельтапланериста на пять ступеней летного мастерства:
1. Бреющие полеты (когда не следует подниматься на высоту, при падении с которой нельзя уберечься от травмы);
2. Полеты на средней высоте (это высота и пространство без парящих полетов);
3. Полеты над холмами и возвышенностями (ступень, имеющая свои собственные под-ступени: от полетов над холмами с ровной поверхностью и ровным ветром до полетов над отвесными склонами в турбулентных условиях);
4. Парение в термических потоках (полеты повышенной сложности);
5. Полеты по маршрутам.

Весь цикл представляет собой естественную «лестницу», по которой должен подниматься ученик, совершенствуя свое летное мастерство безопасного пилотирования. Помимо этого имеются дополнительные ступени, как-то: выполнение фигур высшего пилотажа, экспериментальные полеты, полеты на моторных аппаратах и т. д. Автор считает, что такие полеты должны выполняться пилотами с профессиональной подготовкой по специально разработанным программам.

Кроме названных могут быть и другие этапы развития летного мастерства пилота, такие как переход на новую подвесную систему, или освоение новой стартовой площадки, или облет нового аппарата.
Всякий раз, когда осваивается новая ступень, статистика отмечает увеличение летных происшествий. При этом, если некоторые летные происшествия являются неизбежными в силу самой природы перво-открытия (как, например, в случае с Лилиенталем), то многих других могло бы и не быть, если бы у пилота была соответствующая подготовка.

Если проанализировать характер летных происшествий, причину которых в отчетах относят к «ошибке пилота», то обнаружится, что происшествия имели место из-за того, что пилот пытался выполнить задачу, к которой не подготовился полностью, или встретился с условиями, оказавшимися для него непривычными, или просто сделал то, что не должен был делать. Сейчас накоплен большой объем знаний, достаточный для того, чтобы избежать большинства этих происшествий. Он получен как содружеством дельтапланеристов, так и заимствован из других областей авиации. 

Смотрите также

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36-О. 8К69 SS-18 "Satan"
В 1962 году в СССР была начата разработка трех проектов так называемых глобальных или орбитальных ракет - Р-36-О в ОКБ-586 Михаила Янгеля, ГР-1 в ОКБ-1 Сергея Королева и УР-200А в ОКБ-52 Владимира Чел ...

Шевчук И.С.
Игорь Сергеевич Шевчук - авиационный конструктор, руководитель и организатор современного авиационного производства, Генеральный конструктор ОАО «Туполев», Заслуженный конструктор Российск ...

Рождение Дальней авиации России
Дальняя авиация берет свое начало от эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Это первое в мире соединение тяжелых бомбардировщиков создано на основании решения военного совета Российско ...