Надашкевич А.В.
Надашкевич Александр Васильевич (1897-1967 гг.) – советский авиаконструктор авиационного вооружения. Доктор технических наук. С третьего курса Киевского университета в 1916 ушел добровольцем на фронт. В 1917 году прослушал теоретический курс авиации Н.Е. Жуковского в МВТУ. В 1918 году, окончив Московскую школу высшего пилотажа, вступил в РККА. С 1917 по 1924 гг. находился на летной работе. В 1924 г. был назначен на должность постоянного члена секции вооружения и специального оборудования НТК Воздушного Флота РККА. Работая в НТК А.В. Надашкевич разработал ряд образцов авиационного вооружения, некоторые из которых были приняты на вооружение РККА (авиационный пулемет ПВ-1, созданный на базе пулемета системы "Максим", турельные стрелковые установки и бомбардировочные установки самолетов Р-1, Р-5, ТБ-1, ТБ-3). В 1930 году арестовывается органами НКВД и работает в КБ НКВД на заводе N 39 над системами вооружения для самолетов - истребителей, разведчиков и штурмовиков. С конца 1931 года А.В. Надашкевич был назначен помощником по вооружению А.Н. Туполева. Разрабатывает и внедряет систему оборонительного и бомбардировочного вооружения для самолетов СБ и новых модификаций ТБ-3. С 1936 года совмещает работу в ЦАГИ в качестве начальника отдела по вооружению с работой в НКАП. В 1937 году вторично арестовывается органами НКВД. С весны 1939 года в ОТБ НКВД (ЦКБ-29) работает под руководством А.Н. Туполева, занимается системой оборонительного и бомбардировочного вооружения самолетов ПБ, "103" и Ту-2, а также его модификаций. В этот период блестяще решает проблему сброса бомб при скоростном пикировании из бомбоотсеков самолета, а также разрабатывает новую систему бомбового вооружения.
В послевоенный период А.В. Надашкевич возглавляет работы над системами оборонительного и бомбардировочного вооружения самолетов Ту-4 и первых реактивных самолетов ОКБ семейства Ту-14. Особой главой в деятельности А.В.Надашкевича стало участие в создании первого отечественного авиационного носителя ядерного оружия самолета Ту-4А, для которого в ОКБ была разработана специальная система бомбардировочного вооружения. В дальнейшем, на основе опыта работ по Ту-4А, были разработаны аналогичные системы вооружения для носителей Ту-16А и Ту-95А. Много сил от коллектива, возглавлявшегося А.В. Надашкевичем, потребовали работы по внедрению новой системы оборонительного вооружения на самолетах Ту-16, Ту-95 и их модификациях. С конца 40-х годов в ОКБ ведутся работы по созданию АРК на базе серийных бомбардировщиков. Всеми этими работами в части систем ракетного вооружения руководит А.В. Надашкевич. В результате напряженной работы коллектива вооруженцев ОКБ страна получила несколько эффективных ударных авиационно-ракетных комплексов (Ту-4КС, Ту-16КС, Ту-16К -11-16, Ту-16К-10, Ту-95К-20). В этот же период ведутся работы над опытным штурмовиком-пикировщиком Ту-91 с уникальной системой наступательного вооружения. Освоение ОКБ сверхзвуковых скоростей полета, создание первых сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-98, Ту- 105 и Ту-22 потребовало от вооруженцев новых подходов к системам ударного и оборонительного вооружения. На самолетах появляются дистанционные кормовые стрелковые установки, управляемые оператором из передней кабины, усложняются связи между системами бортового оборудования и оборудованием бомбардировочного и ракетного комплексов. Помимо этих работ во второй половине 50-х годов Н.В. Надашкевич возглавляет работы по специальному носителю термоядерной бомбы "202", рассчитанной на тротиловый эквивалент 100 мегатонн (в 1961 году 50 мегатонная бомба была испытана с Ту-95-202 на полигоне на Новой Земле). Под его руководством шло проектировние системы подъема ядерного реактора для экспериментальной летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ. Постоянное участие в ядерных программах, поездки на испытательные полигоны, и, как следствие полученные дозы радиации, во многом подорвали его здоровье и стали причиной смерти. В конце 50-х годов под руководством Н.В.Надашкевича в ОКБ совместно с другими предприятиями ВПК проектируют подвижную установку для запуска опытного самолета-снаряда Ту-121 ("С"), а затем аналогичную установку для беспилотного разведчика Ту-123 "Ястреб".
Н.В. Надашкевич дважды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии. Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалями.
Скончался в Москве в 1967 г.
Смотрите также
Летные испытания. Что это такое?
Для автора это 34 лучших, напряженных, активных года жизни. А если более объективно,
то это часть процесса создания самолета, причем значительная часть, как по времени,
так и по материальным затра ...
Геометрические характеристики винта
Иногда мы наблюдаем удивительные возвращения, но с техническим решением уже на новом уровне. Современные сверхлегкие летательные аппараты (СЛА) по терминологии 30-х годов назывались бы авиетками. Прав ...
Ссадины
Оказание первой помощи довольно простое: поверхность ссадины вначале промывают перекисью водорода, а затем смазывают спиртовым раствором бриллиантовой зелени. Для уменьшения боли от прикосновения при ...