Материалы и конструкция мотодельтапланаЛетательные аппараты / Аэродинамические / Безмоторные аэродинамические аппараты / Дельтапланы / Дельтапланы и все о них / Дельтапланеризм и дельтапланы / Материалы и конструкция мотодельтаплана
В 1983 году конструкторы французской фирмы «Ля Мо-йет», производящей дельтапланерную технику под руководством Ж. Гюи, заканчивали разработку нового шасси с двигателем мощностью 36,8 кВт (50 л. с), предназначенного для многоцелевого моторного дельтаплана, который получил название «Космос».
Время маломощных, ненадежных, тарахтящих мотодельтапланов, едва отрывающихся от земли, уходило в прошлое. Рынок все более требовал высококачественных, надежных и комфортабельных аппаратов, позволяющих значительно расширить возможности мотодельтапланеризма. Многие страны заключили контракты на закупку «Кос-мосов», в том числе СССР.
Весной 1984 года была осуществлена буксировка дельтаплана-планера за «Космосом» 80-метровым нейлоновым тросом, который был пропущен через полую втулку воздушного винта, а затем — полеты с двумя дельтапланами на буксире одновременно. Начался новый этап в развитии дельтапланеризма — буксировочные полеты в равнинной местности. Теперь такие полеты практикуются национальными дельтапланерными клубами Франции, Италии, Австрии, ФРГ, Англии, Венгрии и других стран, в том числе и нашей. Благодаря исключительно рациональной схеме и элегантной конструкции, техническая характеристика «Космоса» оказалась близка к классическому образцу многоместных, многоцелевых сверхлегких летательных аппаратов с балансирным управлением.
Особенности конструкции. Для безопасности внутри балки пропущен трос диаметром 4,5 мм от шарнира до верхнего болта крепления крыла, то есть создана напряженная конструкция.
Соединительные косынки выполнены из сплава на алюминиевой основе. Лист толщиной 3,5 мм анодирован в черный цвет. Верхнее крепление «корзины» осуществлено заодно с моторной рамой, а нижнее крепление выполняет также роль узла крепления подножек пассажира.
В конструкции «Космоса» сталь использована в минимальном количестве: нижнее и верхнее крепление сиденья, узел переднего колеса, рычаги подвески задних колес и две пластины шарнирного узла навески крыла.
На задних бестормозных колесах (с камерами низкого давления) в качестве амортизаторов установлены резиновые шнуры. Это существенно повышает живучесть конструкции, поскольку обеспечи вает хорошую энергоемкость системы при жестких посадках. От разрыва в случае критической нагрузки резиновые шнуры предохраняются ограничительным тросом.
«Космосы» не всех серий имеют такую амортизацию, выпускаются модели и с жестко закрепленными осями задних колес.
Переднее, управляемое колесо имеет барабанный тормоз, приводимый в действие педалью, расположенной на левой стороне поворотной вилки. Колесо подрессорено двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами. Предусмотрена регулировка жесткости перестановкой нижних головок амортизаторов в одно из двух отверстий шарнирного рычага. При этом изменяется плечо подвески.
Диаметр переднего и задних колес 400 мм. Покрышки практически лишены какого-либо протектора, чтобы обеспечить мотодельтаплану возможность проскальзывания при посадках с боковой составляющей. Этим уменьшается вероятность опрокидывания аппарата.
Конструкторы «Космоса» уделили много внимания узлу навески крыла. С первого взгляда может показаться, что его конструкция несколько усложнена. Однако опыт эксплуатации показал, что узел имеет высокую надежность и очень удобен в эксплуатации. Монтаж крыла легко выполняется одним человеком, без применения инструмента.
На рис. 54 показан эскиз узла навески крыла. В его конструкции применены в шарнирном соединении резинометаллические блоки. Это вызвано стремлением снизить величину пиковых нагрузок от скручивания, возникающих от вращения крыла при рулении. Кроме того, крыло получает возможность рыскать по курсу до 10°, что улучшает взлетно-посадочные качества аппарата в условиях бокового ветра.
Полетные нагрузки воспринимает болт 2 диаметром 10 мм. Нагрузки от веса крыла, а также связанные с ним нагрузки, возникающие при грубых посадках, воспринимает нижний болт 3. Одновременно он является центрирующим элементом при сборке.
Текстолитовая обойма 4, соединяющая крыло с шасси, обеспечивает управление по крену и позволяет дискретно изменять центровку путем сдвижки обоймы вдоль оси х килевой трубы и фиксации его от осевого перемещения штифтом.
Двухсрезное соединение стальным болтом М10 обеспечивает многократный запас прочности. Тем не менее предусмотрена независимая страховочная петля из стального троса диаметром 4 мм, которая, охватывая килевую балку в районе мачты, крепится на отдельном болте.
Достаточно большая колея шасси повышает устойчивость дельтаплана во время сложных посадок при боковом ветре и выруливания к месту старта.
Моторная рама состоит из двух тонкостенных стальных профилей, лишь прихваченных в трех точках сваркой, но на них крепится массивный двигатель, весом более 35 кГ. И кроме того, рама выдерживает 140 кГ тяги, которую развивает воздушный винт на взлетном режиме. Нелишне вспомнить, что дельтапланеристы долго боялись сварных конструкций.
Рама успешно выполняет свои функции благодаря тому, что конструкторы очень хитроумно распределили все составляющие силы на три элемента крепления: вес двигателя и нагрузки, связанные с ним, воспринимают два стальных троса, соединенных с двигателем через резинометал-лические амортизаторы. Осевую нагрузку, то есть тягу непосредственно от воздушного винта, воспринимают стальные профили, из которых сварена моторная рама.
Часть нагрузки воспринимает нижнее крепление двигателя к вертикальной балке. Это же крепление выполняет роль и гасителя колебаний работающего двигателя. Таким образом, оказывается, что в целом виде, как это привычно, моторной рамы не существует. Ее функции с высокой степенью надежности выполняют другие элементы конструкции.
Опытные дельтапланеристы знают немало примеров, когда причинами серьезных неприятностей становилось отсутствие надежной контровки резьбовых соединений. Предусмотренные ГОСТами разъемные соединения не во всех случаях соответствуют требованиям, которые предъявляет новая дельтапланерная техника. Здесь требуются простые, надежные, а главное, более быстродействующие устройства, чем шплинтовые соединения.
На «Космосе» все эксплуатационные разъемы осуществляются при помощи шпилек с шариковыми замками, срабатывающими от одного нажатия на кнопку. Они просты, надежны, но не предусмотрены нашим ГОСТом.
Смотрите также
Спокойный термический поток
Спокойный термический поток встречается довольно редко, его можно обнаружить во второй половине дня летом в штилевую погоду.
Представим себе, что дельтаплан со скоростью 10 м/с пересекает термический ...
Баллистическая ракета РС-12М "Тополь" 15Ж58 РТ-2ПМ SS-25 "Sickle"
Дальность стрельбы, км 10000
Количество ступеней 3
Стартовая масса, т 46
Длина, м 18,5
Диаметр корпуса, м 1,8
Головная часть моноблочная отделяемая
Вес головной части,кг 1000
Мощность ядерного ...
B-срыв
Это один из наиболее удобных и эффективных методов быстрого спуска. Не снимая с кистей ручки клевант, найдите B-ряды и плавным движением втяните их на 25-30 сантиметров. Режим развивается за 2-3 секун ...