Межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23У 15Ж60 (15Ж61) РС-22А / РС-22В SS-24 "Scalpel"
Летательные аппараты / Инерционные / Баллистические ракеты / Баллистические ракеты СССР и РФ / Межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23У 15Ж60 (15Ж61) РС-22А / РС-22В SS-24 "Scalpel"

Максимальная дальность стрельбы, км 10000
Количество ступеней 3
Длина ракеты в сборе с ТПК, м
РС-22А 22,4
РС-22В 22,6
Максимальный диаметр, м 2,4
Мощность боезаряда, Мт 10х0,5
Точность стрельбы (предельное отклонение), км 0,5
Стартовая масса, тонн 104,5

Межконтинентальная баллистическая ракета РС-22 SS-24 "Scalpel" была создана в КБ "Южное" под руководством В.Ф. Уткина, в противовес американской ракете "MX", как оружие ответного удара. Её основные массо-габаритные характеристики не выходят за рамки ограничений, накладываемых советско-американским Договором ОСВ-2.* Ракета разрабатывалась в двух вариантах: в шахтном и в мобильном, желехнодорожного базирования. Размещение ракетного комплекса в вагонах замаскированых под вагоны обычного назначения значительно затрудняет обнаружение и отслеживание маршрутов передвижения ракетных поездов. При содании комплекса РС-22 конструкторам пришлось решать ряд принципиально новых проблем, решение которых позволило создать комплекс, не имеющий аналогов в мире.
Основу железнодорожного комплекса составляет трёхступенчатая твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета РС-22В, выполненная по классической схеме "тандем" с применением новейших технологий (коконная конструкция корпусов) и по компоновке в основном аналогична американской ракете "MX". Первая ступень включает хвостовой и соединительные отсеки цилиндрической формы и маршевый РДТТ, снабженный одним неподвижным соплом.Масса полностью снаряженной ступени составляет 52,5 т (для шахтной ПУ) и 53,7 т (для железнодорожной ПУ). Длина соответственно 9,5 м и 9,7 м при диаметре 2,4 м.
Вторая ступень состоит из маршевого РДТТ и соединительного отсека. Сопло двигателя снабжено выдвижным насадком, что позволяет увеличить удельный импульс при работе двигателя на больших высотах при сохранении исходных габаритов ступени. Третья ступень включает в себя маршевый РДТТ, по своей конструкции аналогичный двигателю на второй ступени, и переходной отсек. 
Ракета несет разделяющуюся головную часть типа "MIRV" с размещёнными в один ярус 10 боеголовками индивидуального наведения мощностью по 500 кт. Ступень разведения выполнена по стандартной схеме и включает двигательную установку и систему управления. Головная часть прикрывается обтекателям изменяемой геометрии (из-за габритных ограничений железнодорожного вагона), который сбрасывается после прохождения плотных слоев атмосферы. На внешней поверхности обтекателя размещены аэродинамические рули, для корректировки траектории полёта по крену на участках полёта 1 и 2 ступеней.
Инерциальная система управления обеспечивает проведение проверок и непрерывный контроль технического состояния ракеты, предстартовую подготовку и старт ракеты, управление полётом и разведение боевых блоков с высокой точностью. КВО точек падения составляет не более 200 м при стрельбе н дальность порядка 10000 км. Пуск можно проводить с любой пригодной для этого точки маршрута боевого патрулирования. 
В состав железнодорожного комплекса входят три пусковые установки с ракетами РС-22В, командный пункт и вагоны с техническими и технологическими системы, обеспечивающие функционирование комплекса и жизнедеятельность личного состава. Вагон-пусковая установка оборудован раздвижной крышей. Перед стартом контейнер с ракетой переводится в вертикальное положение. Из ТПК ракета выбрасывается за счет давления, образующегося при срабатывании порохового аккумулятора давления. 
Лётно-конструкторские испытания проходили на полигоне Плесецк в три этапа. С января по апрель 1984 года были проведены пуски с железнодорожной платформы экспериментального варианта ракеты — РС-22Б. Испытания межконтинентальной баллистической ракеты РС-22В для железнодорожного комплекса проводились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года. В сентябре 1988 года были завершены испытания шахтного варианта ракеты РС-22В. Всего в ходе испытаний было проведено более 40 пусков ракет типа РС-22 всех модификаций. 
Осенью 1987 года на опытную эксплуатацию был поставлен первый ракетный полк в г. Костроме. Позднее на трех ракетных базах было развернуто еще 30 МБР. Последний из ракетных поездов был введён в эксплуатацию в 1991 г. До осени 1991 года регулярно курсировали по железнодорожным магистралям Советского Союза 12 поездов, четыре из которых дислоцированы в Костромской дивизии, четыре в городе Бершеть Пермской области, еще четыре - в Гладкой под Красноярском.
Поезд с баллистическими ракетами стратегического назначения выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов и внешне отличается тем, что три рефрижератора БЖРК имеют по восемь пар колес вместо четырёх у обычных вагонов. Такое количество осей обусловлено максимальной допустимой нагрузкой на одну ось в 25 тонн, так как полный вес вагона с ракетой приближается к 200 т. В конструкции вагонов предусмотрены системы блокировки амортизаторов и отвода электрических проводов, которые могут оказаться над вагоном в месте старта. 
Осенью 1991 года Горбачев и Р. Рейган договорились поставить их на прикол в пунктах постоянной дислокации. Тогда же в ответ на инициативу США (прекращение разработки МБР «МХ» железнодорожного базирования, проходившей в то время полигонные испытания)."Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев согласился с мнением американцев, - что для укрепления взаимопонимания между двумя странами, БЖРК лучше не выпускать на просторы России. Уж больно дорого обходились они американским налогоплательщикам, вынуждая Пентагонразвёртывать дополнительную группировку разведывательных спутников. Ведь каждый ракетный поезд за сутки проходит более 1000 километров, и чтобы выявить среди сотен составов, курсирующих по всей России, только один БЖРК, а затем отследить маршрут его передвижения, пришлось бы в десятки раз увеличивать группировку спутников слежения. Осуществить подобный проект даже в столь богатой и технически развитой стране, как США, оказалось не под силу. Видимо опасаясь непонимания своих налогоплательщиков, американские руководители постарались найти - и нашли-таки - понимание у советского президента, искренне сочувствовавшего трудностям американского народа. И с тех пор грозные ракетоносцы на рельсах дальше технической территории части выйти не могут."( Д. Литовкин. Журнал "Инженер" № 5 за 1999 год.)***!
Также Горбачев поспешил объявить об отказе от дальнейшего развертывания и модернизации МБР РС-22В. Этим он ограничил период пребывания ракет этого типа на боевом дежурстве гарантийным сроком эксплуатации. После развала СССР предприятия производящие эту ракету оказались за пределами России, чем окончательно подписали приговор РС-22 как железнодорожного, так и шахтного базирования. 
РС-22А - ракета для шахтной пусковой установки создавалась для замены жидкостной УР-100НУ и базировалась в тех же ШПУ. От ракеты для для БЖРК она отличается конструкцией первой ступени и головного обтекателя. Первая ступень несколько короче и легче. Ее РДТТ снабжен поворотным управляющим соплом. Головной обтекатель имеет постоянную геометрию.
31 июля 1986 года на полигоне Плесецк начались ее летные испытания, продлившиеся до 23 сентября 1987 года. 19 августа 1988 года был развернут первый ракетный полк с ракетами РС-22А в г. Первомайске. Всего до июля 1991 года было поставлено на боевое дежурство 56 единиц. Только 10 из них были размещены на территории России. 46 ракет были размещены на территории Украины, которые впоследствии вместе с шахтами были ликвидированы в соответсвии с договором о сокращении наступательных вооружений. Исключение составила ШПУ 2-го боевого комплекса 43-й Ракетной армии, которая вместе с комплексом сооружений, специальных машин, караульного помещения и унифицированного командного пункта вошли в состав экспозиции музея ракетных войск стратегического назначения.
Говоря о РС-22, хотелось бы сказать, что эта ракета является воплощением самых последних достижений науки и техники. Она отличается от всех остальных ракет высокой боевой готовностью, универсальностью, мощностью, надежностью и относительной простотой эксплуатации. Потеря основной группировки ракетных комплексов с этой ракетой, оказала существенный подрыв боевой готовности РВСН. И что самое худшее, привело к потере перспективного, нового, обеспечивавшего боевую устойчивость всей группировки межконтинентальных ракет на период до 2005 года, ракетного комплекса. Нетрудно сосчитать, что даже 36 ракет БЖРК находящихся на вооружении несут на борту 360 боеголовок, что по количеству приблизительно равно всей группировке мобильных комплексов "Тополь".
В настоящее время БРЖД всё ещё находятся на вооружении. Учитывая то, что составы с ракетами не покидают своих мест дислокации,а учебные стрельбы не производятся уже более 10 лет**, можно предположить, что боеспособность этих подразделений находится на невысоком уровне. Навпример для подготовки офицеров-машинистов подвижного состава нужно регулярно проводить тренировки на маршрутах следования БЖРК: важно визуально представлять ландшафт вдоль железнодорожного пути, знать все повороты и разветвления дороги, практически каждый телеграфный столб на пути следования. До последнего времени эту проблему решали, откомандировывая машинистов на гражданские составы МПС. Офицеры управляли поездами, следующими по тем же маршрутам, что и БЖРК. Гарантийный срок эксплуатации самой свежей из этих ракет РС-22В истёк ещё в 2001 году. Сколько раз и на какой период будут продлеваться сроки эксплуатации этих ракетных комплексов - неизвестно.

* - положения договора предуматривает ограничение на создание новой МБР и модификацию старой количеством не более одной модели. При этом для того, чтобы заявить РТ-23У, как новую, пришлось объявить РС-12 для "Тополя" модернизацией РТ-2, что в общем -то мало соответсвует действительности;
**- в 1998 г. было одно исключение. Боевой расчёт БЖРК произвел пуск РС-22В, снятой с поезда, используя пусковую установку на полигоне Плесецка;
***- эта цитата приведена не случайно. Подобными популистскими и во многом дилетантскими статьями журналисты обильно снабжают наши СМИ. Однако автору этой статьи следовало бы знать, что в США в 1988 году поступил на испытания БЖРК оснащёный МБР "MX", которая обладала во многом превосходящими над РС-22 характеристиками. В частности мощность каждого блока была 0.6 мтн против 0.5 у РС-22, точность стрельбы 200м против 500 у РС-22, вес 88 т против 104 и т.д. и т.п. К размещению планировалось 25 поездов по 2 ПУ в каждом. Характерно, что автор отметил экономическую сторону последствий развёртывания комплекса лишь для Америки, вероятно подразумевая, что содержание комплексов БЖРК и аналогичных средств обнаружения для такой безумно богатой страны как Россия сущий пустяк. 

Смотрите также

Дирижабль SKS-60C
Дирижабль — SKS-60C (Великобритания, 1982) В 1969 в Великобритании был построен опытный Д. SKS-500, имеющий движители с изменяемым вектором тяги, обеспечивающие ему вертикальный взлёт, висение ...

Slingsby T.18 HENGIST Транспортно-десантный планер
Задание на разработку десантного планера было выдано министерством авиации в феврале 1941 года. Спецификацией Х.25/40 предусматривалось создание довольно большого аппарата, предназначенного для трансп ...

Черномор-1
Дирижабль "Черномор-1" - 1916 г. Дирижабль "Черномор-1" был куплен у Англии (первоначальное название "Coastal", постр. 1916). Объем оболочки 4.500 куб.м., макс. скорость ...