Межконтинентальная баллистическая ракета РС-12М2 "Тополь-М" (SS-X-27 "Sickle")Летательные аппараты / Инерционные / Баллистические ракеты / Баллистические ракеты СССР и РФ / Межконтинентальная баллистическая ракета РС-12М2 "Тополь-М" (SS-X-27 "Sickle")
"Тополь-М" (Россия) "Минитмен-3А" (USA)
Год принятия на вооружение 1997 1979
Максимальная дальность стрельбы,км 10000* 15000
Количество ступеней 3 3
Стартовая масса,т 47,1 34,5*
Забрасываемый вес,т 1,2
Длина ракеты без головной части,м 17,5
Длина ракеты с головной частью,м 22,7* 18,3
Максимальный диаметр ракеты,м 1,86 1,67*
Количество боевых блоков, шт 1 3
Тип головной части моноблочная, ядерная, отделяемая*** MIRV, ядерная, отделяемая
Мощность боевого заряда, мт 0,55 3 х 0,335
Точность стрельбы (КВО), м н.д. / 350** 210
Вид топлива твёрдое смесевое
Тип системы управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ старта миномётный
Способ базирования шахтный и мобильный шахтный
Снаряжённый вес мобильной ПУ,т н.д.
Разработчик Московский институт теплотехники Boeing Co
Генеральный конструктор Лагутин Борис Николаевич
* - данные в различных источниках отличаются
** - по данным российских / западных источников
*** - в последних модификациях возможна установка MIRV
"Тополь-М" является результатом дальнейшей модификации комплекса "Тополь" и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2.
В следствие ограничений, накладываемых на модернизацию основными положениями договора СНВ-2 тактико-технические характеристики ракеты комплекса "Тополь-М" не могли претерпеть значительных изменений и основные отличия от РС-2ПМ кроются в особенностях полёта и устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Причём головная часть изначально создавалась с учётом возможности быстрой модернизации на случай появления у вероятного противника действующих систем ПРО. Существует техническая возможность установки головного блока с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. В печати неоднократно появлялись сообщения, что на ракету могут быть установлены установлены и маневрирующие боевые блоки. Проводились испытания третьей ступени, оснащённой прямоточным гиперзвуковым атмосферным двигателям.
Благодаря трём усовершенствованным маршевым твердотопливным двигателям, ракета РС-12М2 стала набирать скорость намного быстрее, а несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизм управления делают к тому же её полёт еще и трудно предсказуемым для противника. У РС-12М2, в отличие от её предшественницы, отсутствуют решётчатые аэродинамические стабилизаторы, применена усовершенствованная система наведения ( нечувствительная к мощным электромагнитным импульсам), используется более эффективный смесевой заряд.
Первые девять испытательных пусков прошли успешно, что позволило руководству Министерства обороны России форсировать ход проверки боевых качеств комплекса и досрочно поставить его на вооружение РВСН. Уже 24 декабря 1997 года на боевое дежурство был поставлен первый "Тополь-М". По планам руководства России и МО РФ, "Тополь-М" должен будет заменить 270 комплексов шахтного базирования с ракетами, оснащенными разделяющимися головными частями. Это, прежде всего баллистические жидкостные ракеты систем РС-20 (SS-18 по западной классификации), РС-18 (SS-19), РС-16 (SS-17) и твердотопливная РС-22 (SS-24), созданная еще в начале восьмидесятых годах. Со временем к этим ракетам добавятся 350 подвижных комплексов "Тополь", для замены которых разработан подвижной вариант "Тополя-М" на базе восьмиосного тягача.
20 сентября 2000 г. был произведён первый пуск ракеты РС-12М2 мобильного варианта "Тополь-М". В Марте 2006 г. мобильный вариант "Тополь-М" был ркомендован к принятию на вооружение.
1 ноября 2005 г. с полигона "Капустин Яр" был проведен испытательный пуск ракеты РС-12М1 "Тополь-М" с маневрирующей головной частью.
Теxничеcкие xаpактеpиcтики МЗКТ-79221: кoлеcная фopмула - 16x16, упpавляемые пеpвые тpи и пocледние тpи ocи, pадиуc пoвopoта - 18 м, дopoжный пpocвет - 475 мм, пpеoдoлеваемый бpoд - 1,1 м, шины - 1.600x600-685, маccа в cнаpяженнoм cocтoянии - 40.000 кг, гpузoпoдъемнocть - 80.000 кг, двигатель - V12 дизель ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л. c., cкopocть - 45 км/ч, запаc xoда - 500 км.
Смотрите также
Снежная слепота и отморожение
В результате действия низкой температуры, попадания в воду, при посадке или при длительном полете в потоке влажного воздуха даже при положительной температуре может произойти отморожение или озноблени ...
Многоцелевой вертолёт Kaman Aerospace SH-2 Seasprite
Компания Kaman Aerospace в конце 1957 г., выиграв конкурс, получила контракт на четыре опытных и 12 серийных всепогодных вертолетов общего назначения Kaman HU2K-1. Вертолет разработан фирмой Kaman во ...