Кислородно-водородный жидкостный ракетный двигатель НМ60
Страница 3

* - Давление на выходе второй ступени насоса окислителя.

На рис.6 приводятся характеристики двух схем ЖРД в диапазоне от 900 кН (6) до 1300 кН, где по оси ординат отложен удельный импульс [х 9.81 Нсек/кг], по оси абсцисс – давление в камере сгорания [x 105 Па], 1 – теоретический удельный импульс; 2 – двигатель с оптимальной степенью расширения (отношение площадей среза и критической части) с дожиганием генераторного газа; 3 – двигатель с дожиганием и с фиксированной степенью расширения; 4 – двигатель с оптимальной степенью расширения без дожигания; 5 – двигатель без дожигания с фиксированной степенью расширения; 6 – номинальная тяга; 7 – максимальная тяга.

Уменьшение удельного импульса для двигателя без дожигания генераторного база объясняется увеличением необходимого количества основных компонентов топлива для газогенератора. Обе схемы двигателя оптимизированы при тяге равной 800 кН.

Для двигателя без дожигания разработка, включая создание стендов, потребует 7,5 лет и 8,75 лет для двигателя с дожиганием. Кроме того, ЖРД с дожиганием для уровня тяги 800 кН имеет на 25% большую стоимость разработки и на 20) большую стоимость изготовления. Имея ввиду степень технического риска и стоимостные характеристики, для ЖРД НМ60 была выбрана схема без дожигания генераторного газа. В результате предварительных исследований были сформулированы новые требования:

1) номинальная тяга в вакууме – 900 кН;

2) ЖРД должен дополнительно обеспечивать следующие функции:

а) управление по каналам тангажа и рысканья, используя карданов подвес;

б) наддув топливных баков основными компонентами;

в) обеспечение расхода 1 50кг/сек для управления по крену;

3) тяга и соотношение компонентов должны удовлетворять проектным и эксплуатационным органичениям, представленным на рис.7, где по оси ординат отложена тяга (кН), по оси абсцисс – соотношение компонентов; 1 – проектные ограничения; 2 – ограничения квалификационных испытаний; 3 – эксплуатационные ограничения; 4 – номинальные условия;

4) при выборе проектные решений предпочтение должно отдаваться вариантам с минимальной стоимостью производства;

5) обслуживание ЖРД должно предполагать использование его на многоразовых РН;

6) двигатель должен использоваться для пилотируемых полетов с минимальной модификацией.

Старт турбин и воспламенение в газогенераторе и камере сгорания осуществляется пиротехнической системой, аналогичной ЖРД НМ7

Ариан-I. Соотношение компонентов регулируется клапаном, управляющим подачей газа на турбину окислителя. Тяга ЖРД и соотношение компонентов в газогенераторе регулируется клапаном, управляющим подачей компонентов в газогенератор. Проверки и контроль работы осуществляется ЭВМ двигателя и топливных баков. Основные характеристики двигателя даны в табл.2.

Турбонасос окислителя (рис.8) состоит из осевого преднасоса, одноступенчатого центробежного насоса и реактивной турбины. Преднасос и крыльчатка центробежного насоса и реактивной турбины. Преднасос и крыльчатка центробежного насоса выполнены из алюминиевого сплава, турбина из сплава INCO 718.

Таблица 2. Характеристики ЖРД НМ60

 

НМ 60

SSME

Тяга в вакууме, кН

900

2090

Тяга на уровне моря, кН

715

1700

Удельный импульс в вакууме, Нс/кг

4364

4462

Удельный импульс на уровне моря, Нс/кг

3423

3559

Соотношение компонентов

5,1

6,0

Давление в камере сгорания, х 105 Па

100

207

Отношение площадей

110,5

77,5

Суммарный массовый расход, кг/с

206

468

Массовый расход газогенератора, кг/с

7,06

248

Расход сбрасываемого охладителя (Н2), кг/с

1,93

-

Давление на выходе из насоса окислителя, х 105 Па

125,7

319(528)

Длина, м

4,0

4,24

Диаметр среза сопла, м

2,52

2,39

Время работы двигателя, с

291

480

Масса, кг

1300

3002

Страницы: 1 2 3 4 5 6