Стратоплан для космолетаСтраница 3
Выполнив задание, космолет опустится в плотные слои атмосферы и подобно "Зенгеру" спланирует на посадку.
Орбитальный полет немецкого челнока состоится еще не скоро. Пока же специалисты заняты выполнением первого этапа научно-исследовательских работ.
Самую значительную сумму на него - 220 млн. марок - выделило Федеральное министерство научно-исследовательских и технологических разработок, еще 86 млн. - Германский научно-исследовательский институт авиации и космонавтики, 30млн.- Немецкая аэрокосмическая промышленность. Ряд заданий по проекту "Зенгер" выполняют фирмы-подрядчики, различные научные и исследовательские учреждения и университеты, в частности Аахена, Брауншвейга, Мюнхена и Штутгарта.
Уже проводятся изыскания в области аэродинамики. В ближайшее время намечено создать базисные технологии и новые материалы, чтобы затем на их основе спроектировать, изготовить и испытать прототипы силовых установок, навигационного оборудования и других систем, устройств и агрегатов. При этом немецкими обозревателями не раз подчеркивалась, что перспективная техника и технологии найдут применение не только в аэрокосмическом проекте, но и в авиационной промышленности, да и в других отраслях экономики. Иными словами. заранее предусмотрено то. что у нас поспешили бы окрестить конверсией аэрокосмического комплекса в интересах народного хозяйства.
.Приоритетными разработками концепции "Зенгер" считаются двухступенчатая схема носителя и орбитального космоплана оба многоразового применения, комбинационный двигатель первой ступени, работающий на сжиженном водороде и рассчитанный на эксплуатацию в двух режимах, и ракетная установка второй ступени.
Работы над воздушно-реактивным прямоточником концерн "Мессершмитт - Бельков - Блом" начал летом 1988 года, а в декабре уже провел стендовые испытания прототипа. Его диаметр не превышает 350мм, тогда как у "настоящего" достигнет полутора метров. Исследователи моделировали скорость 4,7 М, одновременно изыскивая оптимальную форму камеры сгорания.
Кстати, у прототипа она охлаждалась пластмассовым кожухом, а в будущей силовой установке решено воспользоваться идеей Зенгера: перед тем как поступить в камеру сгорания, охлажденное до 230°C горючее пройдет по сети трубопроводов, пронизывающих ее тонкостенную оболочку, чтобы температура внутри не превышала плюс 1700°С. Как рассчитывают немецкие специалисты, непрерывно охлаждаемая силовая установка станет меньше изнашиваться от перегрева.
После первого было еще четыре десятка экспериментальных пусков прототипа, и все прошли вполне благополучно. Например
7 июля 1990 года его вывели на режим, соответствующий реальному полету будущего "Зенгера" на высоте 20 тыс. м со скоростью, равной четырем звуковым, при этом тяга составила около тонны. Реактивные двигатели космоплана также будут поглощать экологически чистый водород.
.После того как появятся прототипы других систем "Зенгера", изготовят гиперзвуковой экспериментально-технологический самолет "Хитекс".
По мнению немецких экспертов, аэродинамический комплекс "Зенгер" позволит ученым проводить работы в околоземном пространстве, изучая, осваивая, а потом, как подчеркивали представители акционерного общества "Дойче Аэроспейс" на аэрокосмической выставке в сентябре 1990 года, "и эксплуатируя его".
"Система самолетного типа с горизонтальными стартом и посадкой, оснащенная воздушными водородными двигателями, представляет собой на сегодняшний день наилучшее решение названной проблемы", - считают специалисты "Мессершмитт - Бельков - Блом" и "Дойче Аэроспейс".
Немецкие ученые и инженеры полны надежд, что будущий комплекс окажется выгоднее не только не только французской ракетной системы "Ариан", с помощью которой думают забрасывать на орбиту корабль многоразового применения "Гермес", но и тех устройств, которые обеспечиваю