Иркутский АвиазаводСтраница 3
Память этой прожившей долгую жизнь женщины хранит каждый этап возникновения нового завода, когда грандиозная новостройка всколыхнула поселок Ленино.
Строительство завода шло ударными темпами. Молодежь успевала все. Активно занимались общественной работой, дружно трудились и дружно отдыхали. На молодой стройке создавался крепкий, работоспособный коллектив.
Да, авиация была новинкой, и на строительство одного из ее заводов приезжало все больше народа, стройка набирала силу. Но как ни старались строители, план третьего квартала был выполнен лишь на 22%. Отразилось отсутствие четкого руководства – ведь часто у людей не было ни должного умения, ни необходимого опыта. И чтобы поправить положение, Главное управление в октябре 1932 года издает приказ № 502 о создании единой дирекции завода, подчинив ей стройку. Директором был назначен В. Г. Ирьянов, который и принял завод 9 ноября 1932 года.
Стройка под Иркутском сразу почувствовала прилив новых, молодых сил.
Новый директор завода Владимир Григорьевич Ирьянов имел все данные сильного руководителя. Волевой энергичный, он крепко взялся за дело, и его умелую руку сразу почувствовал коллектив.
Все говорило о стабильности успехов, завод становится реальностью и выходит за пределы строительной площадки: возникает филиал завода в Москве. Дело в том, что на 1934 год назначался не только пуск завода, но и запуск в производство самолета.
Предполагалось запускать самолет И-14, сконструированный П. О. Сухим. Это первый скоростной советский металлический истребитель. Иркутскому заводу предстояло наладить серийный выпуск этих машин. За четкое и быстрое исполнение работ коллективу была объявлена благодарность.
22 июля на завод приехала правительственная комиссия по приему предприятия в эксплуатацию. Она придирчиво осматривала молодой завод, который размещался в основном в одном корпусе. В нем были цеха: механослесарный, дюралевый, сборочный. Оборудование было не самым современным, но энтузиазм и работоспособность людей сделали свое дело: завод можно принять в строй действующих.
24 августа 1934 года на основании решений центральных организаций завод принято именовать, как «Завод имени Сталина».
Завод встал в строй действующих, а ведь со времени, когда на стройке была вынута первая лопата земли, прошло всего два года и четыре месяца. Такого темпа возведения промышленный предприятий еще не было.
Верно помогала стройке печать. 24 августа 1934 года вышел первый номер газеты «Сталинец». Она существует и по сей день и выходит под названием «Иркутский авиастроитель».
Закончилось строительство, но еще раньше дирекция и главный инженер поставили вопрос о подготовке новых кадров для завода. Организовали отдел, начальником назначили Баранова; открыли авиационный техникум.
Первым самолетом, который начал осваивать наш завод, был истребитель-моноплан И-14 (АНТ-31). Для того времени это был уникальный самолет.
На Иркутский завод для пуска в серийное производство этого самолета приехала специальная бригада ОКБ Туполева. В нее вошли конструкторы, технологи, производственники. Они учили иркутян всему: и описанию технологии, и изготовлению деталей, сборке лонжеронов, нервюр и цельных агрегатов. Это была значительная помощь, создание самолета пошло быстрее, хотя конструкция самолета оказалась сложной и нетехнологичной.
Первый полет первого самолета состоялся в феврале 1935 года.
Всего на заводе было собрано восемнадцать самолетов И-14. Но авиационная мысль развивалась так быстро и стремительно, что И-14 скоро был снят с производства.
По-прежнему самолеты выпускались за счет энтузиазма работающих. Много было ручного труда, технология и оборудование примитивны. Ручными были почти все жестяно-медницкие операции, выколоточные работы, но завод жил и решал не только производственные проблемы.
Расправляет плечи заводской поселок. Правда, он еще в основном барачного типа, но уже стоят двухэтажные деревянные дома.
Все строит сам завод. Уже построена первая каменная баня на нынешней улице Жданова, заработала телефонная станция на 800 номеров, отметила новоселье первая средняя школа поселка – это нынешняя школа №34.