Системы автоматической посадки самолетов для XXI векаСтраница 1
СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ САМОЛЕТОВ ДЛЯ XXI ВЕКА
Катастрофа в августе 1997 г. самолета Boeing-747, выполнявшего заход на посадку по неточной системе посадки (non-precision) ночью в сложных метеоусловиях на ВПП 06L международного аэропорта Гуама, еще раз подтвердила важность для безопасности полетов обеспечения аэропортов системами посадки требующейся точности наведения при заходе на посадку и посадке. Окончательные результаты расследования катастрофы к концу 1997 г. еще не были получены, но по предварительному заключению ее причиной является недостаточная точность наведения глиссадным маяком системы ILS. Заход на посадку выполнялся по процедуре, не предназначенной для тяжелых транспортных самолетов. Глиссада точного захода на посадку по системе ILS на ВПП 06L и глиссада ступенчатого снижения при заходе на посадку по процедуре non-precision, то есть когда управление по высоте глиссады осуществляется по показаниям бортового высотомера, существенно различаются (табл. 1). Наведение по курсу осуществлялось курсовым маяком ILS, и Boeing-747 был выведен точно по посадочному курсу, но из-за ошибки по высоте столкнулся с землей в районе ближнего привода, не долетев до кромки ВПП примерно 5, 6 км.
Таблица 1
Характеристики автономных систем посадки
На трассе и при неточном заходе на посадку |
Точный заход на посадку по категории I ICAO |
Точность определения МС 100 м Время предупреждения об отказе 8 с Надежность работы системы 99, 999% Высота полета определяется по Бортовому высотомеру |
Точность определения МС 7, 6 м Время предупреждения об отказе 5. 2с Надежность работы системы 99, 9% Точность определения высоты глиссады 7, 6 м |
Для исключения подобных авиационных происшествий (АП) необходимо выполнить решение ICAO, принятое в 1978 г. о необходимости установки в аэропортах соответствующую требованиям систему ILS или микроволновую систему посадки MLS. Однако в настоящее время имеется четыре типа систем автоматической посадки отвечающих требованиям ICAO и авиационные специалисты должны выбрать одну из них. Это системы ILS, MLS и две совершенно различные спутниковые системы автоматической посадки. Все четыре системы отвечают требованиям ICAO к системам автоматической посадки для XXI века. Сроки ввода в эксплуатацию и сертификации систем автоматической посадки приведены в табл. 2.
Таблица 2
Сроки ввода в эксплуатацию и сертификации систем автоматической посадки
Система |
Категория сложности ICAO |
Фактические/оценочные сроки сертификации |
ILS |
Категории I, II, III |
Сертифицирована |
MLS |
Категория I Категория II Категория III |
Сертифицирована 1998 г. 1999 г. |
WAAS |
"Близко к категории I “ Категория I |
2001-2002 г. г. 2002-2003 г. г. |
SCAT-1 |
Категория I |
Сертифицирована |
LAAS |
Категория I Категория II Категория III |
2005 г. 2005-2010 г. г. После 2010 г. |
Факторы, влияющие на выбор системы посадки (погодные условия) районе аэропорта, частота ПОСАДОК и взлетов, стоимость захода на посадку и взлета), действуют совместно. Выбор типа системы определяет высоту принятия решения* to есть точки на глиссаде, в которой пилот должен принять решение о прекращении снижения и уходе на повторный заход, если ВПП не видна. Для аэропортов с хорошей погодой достаточна система, отвечающая требованиям I категории ICAO, для стран северо-западной части Европы необходима система, отвечающая требованиям III ICAO.