Важнейшие достижения в освоении космоса 20 векСтраница 10
За время полета на внешней поверхности ДОС появились заметные конструктивно-компоновочные изменения. В 1987 г. Ю.В. Романенко и А.И. Лавейкин установили на базовом блоке дополнительную третью солнечную батарею. В 1991 г. В.М. Афанасьев и М.Х. Манаров смонтировали на нем телескопическую грузовую стрелу и испытали ее работоспособность. С тех пор эта стрела облегчает транспортировку грузов и космонавтов к месту работы и экономит массу времени при выходе в открытый космос. В том же году А.П. Арцебарский и С.К. Крикалев собрали из стержневых элементов 20-секционную ферму «Софора» длиной 14 м. С помощью монтажной платформы ферма закреплена на модуле «Квант» под углом 79° к продольной оси ДОС. На свободном конце этой фермы в 1992 г. А.Я. Соловьев и С.В. Авдеев смонтировали выносную двигательную установку для облегчения управления станцией по крену. В 1993 г. А.А. Серебров и В.В. Циблиев рядом с «Софорой» собрали из трансформируемых ячеек ферму «Рапана» длиной 6 м, которая затем была В. Г. Корзуном и А.Ю. Калери достроена фермой «Стромбус» до 11,5 м. В 1995 г. В.Н. Дежуров и Г.М. Стрекалов одну из солнечных батарей модуля «Кристалл» перенесли на модуль «Квант». В общей сложности совершено 59 выходов в открытый космос суммарной продолжительностью 259 ч 47 мин. Один выход на 6 ч 2 мин совершили американцы из ступени «Атлантис», когда она была пристыкована к станции «Мир».
Бортовая энергосистема ДОС снабжает научную аппаратуру и оборудование бортовых обеспечивающих систем электроэнергией от аккумуляторов, систематически заряжаемых с помощью солнечных батарей. Состав газовой среды в жилых и рабочих помещениях ДОС не отличается от земного. Это позволяет использовать обычное оборудование для научных исследований, облегчает сравнение результатов экспериментов, проводимых на орбите, с контрольными на Земле, а также уменьшает опасность возникновения пожаров. Здесь прошли всестороннюю проверку и включены в штатный состав система обеспечения жизнедеятельности экипажа, получающая кислород методом электролиза воды, а также безрасходная система ориентации и стабилизации с использованием силовых гироскопов (гиродинов).
Одним из важнейших достоинств конструктивно-компоновочной схемы станции «Мир» является заложенная при проектировании высокая ремонтопригодность. Благодаря удачно подобранной стратегии регламентно-профилактических работ удалось значительно увеличить ресурс ее активного существования.
Важный результат программы - создание системы транспортно-технического обеспечения (ТТО) космических объектов (КО) на орбите. Эта система предназначена для выведения КО на заданные орбиты, увеличения срока активного существования, повышения эффективности, надежности и безопасности эксплуатации обслуживаемых КО. Очевидно, что без ТТО невозможно было обеспечить длительный полет ДОС. Уникальным достижением мировой космонавтики является успешное обеспечение длительного эффективного функционирования станции «Мир» в течение уже более одиннадцати лет. При этом системой ТТО решаются следующие основные задачи:
доставка и смена экипажей основных экспедиций ДОС;
доставка на станцию и возвращение на Землю экипажей посещения;
материально-техническое обеспечение станции, т.е. снабжение расходными компонентами, запчастями и т.п.;
4) регулярное и оперативное возвращение на Землю результатов деятельности экспедиции на орбите;
5) техническое обслуживание (профилактика, ремонт, замена блоков);
6) проведение монтажно-сборочных работ (солнечные батареи, радиоантенны, исследовательская аппаратура, ферменные конструкции);
7) сборка многоблочной ДОС. Впервые потребность создания транспортно-космических систем (ТКС) возникла после появления в 1971 г. долговременных орбитальных станций типа «Салют». ТКС предназначались для повышения эффективности и увеличения сроков эксплуатации ДОС путем решения задач ТТО с помощью транспортных космических аппаратов (ТКА). Для решения этих задач создан комплекс грузо-пассажирских («Союз», «Союз-Т») и грузовых («Прогресс») космических аппаратов, а также спускаемых грузовых капсул (СГК). В КБ «Салют» и на машиностроительном заводе им. М.В. Хруничева был разработан функционально-грузовой модуль, решавший задачи универсального транспортного корабля снабжения (УТКС). Он прошел успешные летные испытания в автономном полете («Космос-929») и использовался («Космос-1267», «Космос-1443», «Космос-1686») для расширения возможностей станций «Салют-6» и «Салют-7». В настоящее время на основе УТКС создаются блоки международной станции «Альфа». На этом же заводе изготовлялись все станции типа «Салют» и блоки станции «Мир», здесь серийно выпускается одна из самых надежных в мире РН «Протон».