Буран
Страница 12

А к главному недостатку малую дальность бокового маневра при спуске. Нужна же была большая, что диктовалось элементарным соображением: в отличие от американцев с их раскиданными по всему миру авиабазами (а аварийные полосы для Шаттла сооружены по всему миру, от острова Пасхи до Марокко), у нас была только территория СССР - много, но недостаточно. И только три полосы (на Байконуре, в Крыму и у озера Ханка на Дальнем Востоке) . Сесть же на них нужно было с любого витка!

Проблему пытались решить: корпус корабля стал в сечении треугольным, однако это были полумеры. В общем, схема однокилевой бесхвостки с переменной стреловидностью передней кромки крыла напрашивалась, но решающим фактором стала не аэродинамика. Как раз здесь сказалось положение догоняющих: к этому времени облик американской системы после многократных изменений был, наконец, утвержден. И сработало классическое, увы, в нашей оборонке мнение: американцы не глупее, делайте, как у них!

Промежуточный вариант ОК "Буран" предусматривал установку воздушно-реактивных двигателей (ВРД). Это обуславливалось следующим: в связи с тем, что все аэродромы для посадки "Бурана" расположены на территории бывшего СССР, в течение суток возникало достаточно много витков, посадка с которых невозможна. Из этой ситуации могло быть два принципиальных выхода: расширить количество аэродромов (но "Буран" создавался как военный объект, а стратегические союзники были расположены "компактно" к границам СССР, Куба же была слишком близка к территории потенциального противника), либо повысить энерговооруженность атмосферного участка за счет установки ВРД. Конструкторы выбрали второй путь.

В дальнейшем (по техническим причинам) от использования на штатном ОК "Буран" ТРД в конце концов, отказались (испытав воздушно-реактивную двигательную установку в реальных атмосферных полетах самолета-аналога БТС-002), однако в связи с тем, что изготовление и оборудование летных образцов (первой серии) уже шло полным ходом, конструктивно-силовую схему планера менять было поздно и ниши в ХЧФ под установку двигателей зашили панелями обшивки и закрыли гибким теплозащитным покрытием.

После необходимых доработок, транспортировки на космодром, испытаний и подготовки к старту, напряженный труд десятков тысяч людей завершился триумфом 15 ноября 1988 года.

Основные характеристики МКС "Энергия-Буран"

в том числе фюзеляжа, м

30,85

 

ширина фюзеляжа (максимальная), м

5,5

Размах крыла, м

23,92

Орбитальный корабль "Буран":

РН "Энергия" (МКС в цеом):

Характеристики

Значение

Характеристики

Значение

Максимальная стартовая масса (в первом полете), т

105 (79,4)

Стартовая масса МКС, т

2375

В т.ч.: запас окислителя (кислород), т

10,4

Масса ракеты-носителя, т

2270

запас горючего (циклин), т

4,1

Первая ступень (блок "А", 4 шт.), т

1490,4

Масса полезного груза, выводи­мого в ОК на орбиту H=200 км:

 

В т.ч.: запас окислителя (кисло­род), т

886,8

с наклонением i=50.7 , т

30

запас горючего (керосин РГ-1), т

341,2

с наклонением i=97 , т

16

Вторая ступень (блок "Ц", 1 шт.), т

776,2

Посадочная масса ОК:

 

Вторая ступень (блок "Ц", 1 шт.), т

776,2

номинальная, т

82

в т.ч.: запас окислителя (кисло­род), т

602,3

максимальная, т

87

запас горючего (водород), т

100,7

Масса полезного груза, возвращае­мого с орбиты в ОК:

 

Двигатель блока "А" (РД-171, 11Д521):

 

максимальная, т

20

тяга на уровне моря, тс

740

номинальная, т

15

тяга в вакууме, тс

806

Экипаж, человек:

 

удельный импульс на уровне моря, с

308,5

на этапе летных испытаний (при наличии катапультных кресел)

2

удельный импульс в вакууме, с

336,2

максимальный (без катапультных кресел)

до 10

Двигатель блока "Ц" (4 шт.РД-0120,11Д122):

 

Продолжительность полета:

 

тяга на уровне моря, тс

147,6

номинальная, сут

7

тяга в вакууме, тс

190

максимальная (с дополнительными баками), сут

30

удельный импульс на уровне моря, с

353,2

Диапазон возможных наклонений орбит

50,7 .110

удельный импульс в вакууме, с

454,7

Высота орбиты:

 

Геометрические характеристики МКС:

 

рабочая круговая, км

250 . 500

общая длина, м

58,765

максимальная, км

1000

максимальная ширина, м

23,92

Перегрузки, g:

 

максимальная ширина на уста­новщике, м

24,5

при выведении на орбиту (макси­мальная)

3

Геометрические характеристики РН в целом:

 

при спуске в атмосферу (по номи­нальной траектории)

1,6

длина, м

58,765

Аэродинамическое качество:

 

максимальный поперечный раз­мер, м

17,65

на гиперзвуковых скоростях

1,5

Геометрические характеристики первой ступени:

 

при посадке

5

длина, м

39,46

Максимальная величина бокового маневра при спуске, км

1700

диаметр баков, м

3,92

Посадочная скорость:

 

Геометрические характеристики второй ступени:

 

средняя (при посадочной массе 82т), км/ч

312

длина, м

58,765

максимальная, км/ч

360

диаметр баков (без теплоизоля­ции), м

7,75

в первом полете, км/ч

263

Кратность использования (ресурс):

 

Маршевый двигатель орбитального маневрирования 17Д12:

 

первая ступень, полетов

10

тяга в вакууме, тс

8,8

вторая ступень, полетов

1

удельный импульс в вакууме, с

362

   

Геометрические характеристики:

     

общая длина, м

36,37

   

высота на стоянке, м

16,35

   

шасси, база/колея, м

7,00/12,79

   

длина отсека полезного груза, м

18,55

   

диаметр отсека полезного груза, м

4,70?

   

Кратность использования (ресурс), полетов

100

   
Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16