Оборудование космических кораблейСтраница 1
На космических кораблях используются все лучшие разработки человечества, на них опробуются новейшие передовые технологии, и бортовое оборудование космических кораблей – также наисовременнейшее.
В целом оборудование космических кораблей можно разделить на системы поддержания жизнедеятельности экипажа, в том числе системы терморегуляции, энергетические системы, системы рециркуляции воздуха, системы связи, систему стабилизации, систему навигации, и научные системы, в том числе различные лаборатории, производственные отсеки, аппаратура наблюдения и т.д.
Системы жизнеобеспечения
Задачей систем жизнеобеспечения космического корабля является предоставление членам его экипажа максимально комфортных условий работы, обеспечение их максимальной безопасности.
Система энергоснабжения
Система энергоснабжения космического корабля предоставляет всю необходимую для жизнеобеспечения и проведения научной работы энергию.
Первым компонентом энергосистемы является энергосистема автономная. В ее состав входит блок аккумуляторов большой емкости и минимально возможной массы. Как правило, это алюминий-литиевые аккумуляторы. Автономная энергосистема используется тогда, когда энергия от солнечных батарей не поступает. Таким образом, оборудование космического корабля питается от внутренних аккумуляторных батарей при монтаже станции, когда энергия от солнечных батарей не поступает, поскольку они еще не смонтированы, при заходе станции на теневую сторону планеты, когда энергия от солнечных батарей не поступает, поскольку они не освещены, а также в аварийных ситуациях, когда повреждены солнечные батареи или проводка, соединяющая с ними. Еще одной причиной подключения аккумуляторной батареи может быть недостаток мощности солнечных батарей для проводимого эксперимента.
Вторым компонентом энергосистемы корабля являются солнечные панели большой плоскости, а следовательно, большой мощности. Площадь поверхности солнечных батарей очень велика и иногда превышает 1000 квадратных метров. Такие батареи могут предоставлять 25-30 киловатт мощности. На станции «Мир» площадь солнечных батарей составляла 114 квадратных метров, и они давали 10.1 киловатт мощности. Для получения максимальной отдачи солнечные батареи постоянно разворачиваются перпендикулярно направлению падающего на них света. В современных системах солнечные батареи по этой причине закреплены подвижно, чтобы позволить им разворачиваться, не разворачивая всего космического корабля. Неизрасходованная энергия запасается в аккумуляторной батарее. Солнечные батареи делаются из никель-кадмия, так как КПД батарей из этого материала максимален. С увеличением площади солнечных батарей возникает проблема безопасной навигации рядом с космическим кораблем, так как увеличивается риск задеть эти батареи, что, как известно, и случилось при эксплуатации станции «Мир». Тогда грузовой модуль задел батареи станции, повредив их и сбив ориентацию станции в пространстве, для устранения чего потребовалось несколько рабочих дней экипажа.
Системы терморегуляции
Задача систем терморегуляции космического корабля- обеспечивать равномерную комфортную для людей температуру во всем его внутреннем жилом объеме.
В космосе главную проблему представляет равномерное распределение тепла по освещенной и затененной сторонам корабля. Для выполнения этой задачи корпус корабля проектируют настолько теплопроводным, насколько возможно без опасности без экипажа.
Излишнее тепло с космических кораблей сбрасывается через радиаторы большой площади. На современных космических кораблях радиаторы располагаются в тени солнечных батарей.
Системы регенерации воздуха
Системы регенерации воздуха создают на космическом корабле атмосферу, пригодную для жизни его обитателей. Системы рециркуляции воздуха забирают из воздуха двуокись углерода и насыщают его кислородом.