В небе - гвардейский ГатчинскийСтраница 156
. С неба лился белый мерцающий свет, над головой висели догорающие немецкие светящиеся бомбы. Было так светло-хоть иголки собирай. Я с тревогой посмотрел в сторону аэродрома - нет, бомбили не его. Северо-западнее, в районе железнодорожной станции Шепетовка, вспыхивали зарницы от разрывов авиабомб и виден был большой пожар. Ни на следующий день, ни позже заданий на бомбардировку "кочующих" вражеских групп нам больше не давали. Работать стало спокойнее, хотя боевая обстановка оставалась прежней. 3 мая на аэродром в Коломыю успело слетать 14 самолетов. Они перевезли с аэродромов Проскурово и Судилково 20 тонн боеприпасов и вооружения. Обратным рейсом вывезли из Коломыи 176 раненых. В районе Коломыи на маршруте наши экипажи вели воздушные бои с истребителями Ме-109. Самолет, которым командовал лейтенант Петр Фоменко, а штурманом на нем летел Павел Шидловский, при подходе к аэродрому Коломыя был несколько раз атакован истребителем противника. Фоменко снизился до высоты 5 метров, чтобы не дать истребителю зайти снизу. Стрелок Сергей Береговой и радист Александр Гурняк из турельного и бортового пулеметов отстреливались, не подпуская "мессершмитт" близко. Но в одной из атак истребителю все же удалось повредить самолет, была перебита система управления и подожжены левый мотор и крыло. Петр Фоменко с большим трудом посадил самолет "на брюхо" в поле, в километре от аэродрома Коломыя. Бортовой техник Николай Яковлев был ранен в ногу, остальные члены экипажа не пострадали. Аэродром Коломыя в тот день блокировался гитлеровскими истребителями до темноты . 15 мая наша работа по обеспечению передовых частей 1-го Украинского фронта закончилась, и мы улетели к себе на базу, под Калугу. За два месяца было совершено 1109 самолето-вылетов, перевезено на передовую около 2000 тонн горючего и боеприпасов, вывезено в глубь страны большое количество продовольствия, захваченного нашими войсками у противника, и 2554 раненых. Приказом по управлению тыла фронта всему личному составу полка была объявлена благодарность. НА ГЛАВНОМ НАПРАВЛЕНИИ В конце июня Красная Армия начала наступление за освобождение Белоруссии. Долгих три года многострадальный белорусский народ жил под фашистским игом, неисчислимы бедствия, причиненные республике войной. Отремонтировав поврежденные при работе в распутицу на аэродроме в Судилкове машины, приведя в порядок остальной самолетный парк, мы отправили железнодорожным эшелоном свое имущество и боеприпасы и перелетели из Грабцево на новое место базирования - в Борщево. Вначале самолеты полка наносили бомбовые удары по долговременным оборонительным сооружениям врага, помогая своим войскам взламывать передний край его обороны, а потом бомбили коммуникации противника на могилевско-бобруйско-минском направлении, срывали подвоз резервов и боевой техники к линии фронта, подвергали массированным бомбовым ударам железнодорожные узлы Полоцк, Борисов, Лида, аэродром в Гродно, войска противника непосредственно на поле боя, помогали частям 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов очищать от оккупантов территорию Литвы. Выполняли наши летчики и другие важные и сложные задания. В конце июля 1944 года я со штурманом полка Шидловским и начальником связи Маковским был вызван в штаб дивизии. Поздоровавшись с нами, начальник штаба подполковник Ф. В. Бачинский сказал: - Командир дивизии приказал вам выделить два опытных экипажа для полетов в Южную Италию с посадкой на аэродроме в Бари. Выделенным экипажам немедленно перелететь на аэродром в Калиновку под Винницей и приступить к перевозке оружия, боеприпасов и медикаментов для югославских партизан. В то время Южная Италия была освобождена от гитлеровцев союзными войсками, на аэродроме в Бари базировались части военно-воздушных сил американской армии. Там же находилась оперативная группа АДД, в которой были представители и нашего авиакорпуса майор Орлов и гвардии подполковник Иванов (тот самый штурман, с которым в 1942 году мы б