В небе - гвардейский ГатчинскийСтраница 122
лись от подарков, но партизаны иногда были настолько настойчивы и так обижались, что отказаться было просто невозможно. Для вида приходилось уступать, а вырулив для взлета, мы тайком "высаживали" на землю подаренную нам живность и только после этого улетали. Так велики были их глубокая благодарность и уважение к нам. И мы старались не остаться в долгу. Однажды после напряженной боевой ночи в гарнизонной столовой мы встретились с Борисом Тоболиным, его не было в части несколько дней. - Как дела, Борис? Где пропадал? - Летал к Сабурову, с посадкой в Дуброво. Мотор был неисправен, пришлось дневать там пару дней,- ответил он, словно выполнил обычный простой полет. Видно было, что он крайне устал, осунулся, запавшие глаза воспалены от напряженного длительного полета, но в них светится радость, он счастлив, что удачно выполнил сложное боевое задание. - Что там нового? - Тяжелые бои с карателями. На аэродроме собралось много раненых, а я сегодня вывез только двадцать человек, больше взять не мог. Сам знаешь, площадка там короткая, еле-еле поднял машину. Партизаны обижаются; мало летаем к ним с посадкой. Доложил об этом полковнику Нестерцеву, он приказал завтра снова лететь, отвезти боеприпасы и заодно вывезти остальных раненых. Глядя в усталые глаза Бориса Тоболина, я невольно подумал, что помимо конкретной помощи партизанам мы еще выполняем роль их "полпредов". Не доложи Тоболин полковнику Нестерцеву о положении у партизан - кто знает, может, и не состоялся бы его второй полет на ту же площадку. Как-то в апреле 1943 года к нам на аэродром приехал командир авиадивизии полковник В. Е. Нестерцев. Вслед за его машиной грузовики прибуксировали две 45-миллиметровые пушки. После обычного доклада летчики и техники, находившиеся в это время на стоянке самолетов, окружили необычный кортеж, с любопытством рассматривали орудия, гадая, к чему нам привезли артиллерию. - Когда вооружим своих "иванушек" такими штукенциями, ни один "мессер" к нам не подойдет,- поглаживая ствол новенького орудия, пошутил Михаил Кучеренко. - Где же мы такую пушку на самолете пристроим? - не поняв шутки, серьезно спросил борттехник Саплев. - Как где? Установим в фюзеляже. Стрелять будете вы, бортовые техники,- через иллюминаторы. - И Кучеренко, не выдержав, рассмеялся. - А может быть, действительно, удастся разместить орудия на самолете? - сказал Нестерцев. - Давайте попробуем. Стрелять из них вы не будете, а вот доставить их партизанам придется. Не прошло и часа, как пушки, хотя и с трудом, были погружены в два транспортных самолета с большими грузовыми дверьми. Техникам пришлось немало потрудиться, чтобы надежно закрепить пушки. Один из этих самолетов был мой, и в тот же вечер мы с пушкой и боеприпасами на борту вылетели в Кожушки к Ковпаку. Долетели спокойно. После посадки высадили борттехника для сопровождения самолета, чтобы не зарулить в какую-либо яму, как это случилось с Тишко. Благополучно зарулив на стоячку, где нас уже ждали партизаны, выключили моторы. - Что привезли, соколы? - Пушку и снаряды к ней. Поднявшись на борт, партизаны с большим интересом стали рассматривать орудие. Пока мы решали, как удобнее и проще спустить его на землю, к самолету подошел сам Сидор Артемьевич Ковпак. - Говорят, пушку привез, майор. Небось тоже без колес, как Масленников? - сдержанно и сухо спросил меня Ковпак. До нас в соединение Ковпака летал летчик В. И. Масленников, и чтобы отвезти не одну пушку, а сразу две, с них сняли колеса - иначе орудия не вмещались, и на первых порах Сидор Артемьевич был в обиде. - Зачем же без колес, Сидор Артемьевич? На колесах. - Тогда молодец. Спасибо! - обрадовался Ковпак и крепко пожал мне руку. - Понимаешь, ну что м