Авиационный транспорт
“Преодолеть пространство и простор”
В такой огромной стране, как Россия, воздушный транспорт просто незаменим. От западных границ до Дальнего Востока поезда идут больше недели, а путешествие на самолёте занимает меньше суток. Ещё более ощутим выигрыш во времени, если необходимо добраться в удалённые северные районы, где не ходят ни поезда, ни автомашины, а реки и моря замерзают на несколько месяцев.
Первая воздушная российская линия Москва – Нижний Новгород (протяжённостью около 400 км) была открыта в 1923 году. С тех пор страну покрыла густая сеть авиалиний. Особенно быстро гражданская авиация стала развиваться в начале шестидесятых годов , когда скоростные турбореактивные и турбовинтовые самолёты начали вытеснять более тихоходные поршневые.
Аэродромы есть сейчас практически в каждом крупном населённом пункте. Нередко это просто ровная, пустая площадка, на краю которой возвышается мачта с подвешенным большим матерчатым конусом – мешком. Порывы ветра надувают его, и пилоты ориентируются по нему при посадке.
Крупных воздушных гаваней, оснащенных современной техникой, принимающих и отправляющих за сутки десятки самолётов, не так много. Самые большие аэропорты находятся в Москве, Петербурге, Уфе, Самаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Тюмени, Красноярске, Иркутске, Хабаровске; в молодых городах Западной Сибири – Сургуте и Нижневартовске; в курортных центрах – Сочи (аэропорт Адлер) и Кавказских Минеральных Водах.
Преимущество авиации – скорость. В пути самолёту не мешают ни горы, ни реки, но полёт могут отменить из-за погоды. Особенно опасны грозы. Взлёт и посадку сильно затрудняют туманы, дожди, снег и сильный ветер.
В то же время самолёты – самый дорогой вид транспорта, поэтому ими пользуются главным образом пассажиры, следующие на далёкие расстояния. Средняя дальность полёта одного пассажира внутри нашей страны составляет почти 2 тысячи километров, а всего услугами авиации пользуется примерно 30 млн человек в год. По воздуху перевозят грузы, в основном скоропортящиеся, срочные или особо ценные. В тех районах России, где нет ни железных, ни автомобильных дорог, пользуются вертолётами. Они доставляют трубы для трубопроводов, мачты линий электропередачи, оборудование для буровых установок.
Надо сказать, что авиационный транспорт, обладая высокой скоростью, потребляет огромное количество топлива (1 самолёт – около 15 тонн в час), наносит существенный ущерб атмосфере, выбрасывая 66 т продуктов горения в час, которые сохраняются в атмосфере 2 года.