Александр БлокСтраница 5
Но неизмеримо более важно, что Октябрьская революция окрылила Блока как художника, вдохновила его на создание "Двенадцати" - лучшего его произведения, закончив которое он, обычно беспощадно строгий к себе, сказал: "Сегодня я - гений".
В "Двенадцати" Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый "мировой пожар", в очистительном огне которого должен сгореть без остатка весь старый мир.
Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные, и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну "музыку" музыку разрушения ненавистного ему старого мира. Беспощадно, со "святой злобой" он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барынями, попами и "витиями". Но разумное, организующее, созидательное начало социалистической революции не получило в "Двенадцати" такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэм - красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира, - пожалуй, больше от анархической "вольницы" (активно действовавшей в Октябрьские дни) , нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под предводительством партии большевиков обеспечил победу революции.
Кроме того, первых читателей поэмы смутил образ Христа, которого Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных (и самому ему до конца не ясных) представлений о раннем христианстве как о "религии рабов", проникнутой бунтарскими настроениями и приведшей к распаду старого, языческого мира. И в этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России.
Но отдельные недоговоренности и противоречия в "Двенадцати" искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-исторического значения Октября. "Вдаль идут державным шагом", - сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение "Двенадцати" как величественного художественного памятника Октябрьской эпохи.
Сразу после "Двенадцати" была написана революционно-патриотическая ода "Скифы", которой увенчалось лирическое творчество Блока.
"Скифы" завершают давнюю традицию русской классической поэзии, многократно возвращавшейся к теме исторических путей и судеб России (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев) . Решая эту тему заново, в новой исторической обстановке, с позиции революционного поэта - трибуна, Блок поднял голос во славу и защиту Советской России, увидев в ней облик будущего мира, оплот всего лучшего, не проходящего, что было создано человечеством.
"Скифы" были последним словом, которое сказала русская поэзия дооктябрьской эры. И это было слово новой исторической правды, рожденной Октябрем, - слово воинствующего революционного гуманизма и интернационализма. На рубеже двух миров русская поэзия устами Александра Блока обратилась ко всем людям доброй воли со страстным призывом покончить с "ужасами войны" и сойтись на "братский пир труда и мира".
После "Двенадцати" и "Скифов" поэтическое творчество Блока оборвалось (если не считать немногих стихотворений, написанных на случай, и попыток завершить поэму "Возмездие") . Сам он надеялся, что вернется к поэзии, но надеждам его не суждено было осуществиться.
Жить ему осталось недолго.
Блок много и плодовито работал в последние годы, много писал, но уже не стихи, а статьи, очерки, заметки, рецензии, заметки по вопросам истории, культуры, литературы и театра. Он трудился в Государственной комиссии по изданию классиков, в Театральном отделе Наркомпроса, в основанном М. Горьким издательстве "Всемирная литература", в Большом драматургическом театре, в Союзе поэтов (был выбран первым его председателем) .