Многоцелевой транспортный вертолёт Sikorsky Aircraft CH-53 Sea StallionЛетательные аппараты / Аэродинамические / Моторные / Аппараты с неуправляемым течением пограничного слоя / Вертолёты / Вертолеты США / Многоцелевой транспортный вертолёт Sikorsky Aircraft CH-53 Sea Stallion
Тяжелый транспортный вертолет Sikorsky S-65 впервые поднялся в воздух 14 октября 1964 г. под обозначением СН-53 Sea Stallion. Он имел водонепроницаемый корпус и был оснащен двумя двигателями General Electric T64-GE-6 мощностью на валу 2125 кВт (2850 л.с.). Вертолет получил задний грузовой люк, грузом могли быть гаубица калибра 105 мм или 38 экипированных военнослужащих. Вертолет СН-53D имел двигатель Т64-GE-413 мощностью 2927 кВт (3925 л.с.). Вариант для поиска мин RH-53D впервые поднялся в воздух 27 октября 1972 г. Поисково-спасательные варианты были обозначены как НН-53В и НН-53С Super Jolly. Первый имел двигатели Т64-GE-3 мощностью на валу 2297 кВт (3080 л.с.); он совершил первый полет 15 марта 1967 г. Двигателями T64-GE-7 мощностью 3925 кВт (5260 л.с.) оснащался вариант НН-53С. Такая же силовая установка использовалась на аппаратах CH-53G. Два спасательных вертолета S-65 были поставлены в ВВС Австрии в 1970 г. В 1971г. началась работа над более крупным вариантом вертолета с удлиненным фюзеляжем, новой системой винтов и тремя двигателями T64-GE-416 мощностью на валу 3266 кВт (4380 л.с.). В 1973 г. был подписан контракт с ВМС США на два опытных экземпляра и последующие летные испытания; 1 марта 1974 г. совершил полет вертолет YCH-53E. Первая поставка вертолетов CH-53E Super Stallion была осуществлена 16 июня 1981 г.
Модификации вертолета
YCH-53A – победитель конкурса среди вертолетов НН(Х), к марту 1966 г. было построено два опытных образца СН-53А; первый полет совершен 14 октября 1964 г. вторым экземпляром, оснащенным двумя турбовальными двигателями Т64-GE-6.
CH-53A – первый серийный вариант поставки начались в сентябре 1965 г.; ускоренное развертывание в Юго-Восточной Азии произошло после усовершенствований фильтров воздухозаборника двигателя, усиления оборонительного вооружения, брони для экипажа и увеличения грузоподъемности внешних подвесок; выбранные двигатели T64-GE-1 были модифицированы для длительной работы на максимальной мощности; начиная с 34 вертолета у машин под фюзеляжем устанавливалось крепление для буксировки обнаружителя мин.
RH-53A – 15 экземпляров, предназначенных специально для противоминных операций; они были переоснащены турбовальными двигателями T64-GE-413; на задней аппарели укреплена прямоугольная рама для буксировки минного трала, а зеркала обзора задней полусферы крепились с каждой стороны носовой части.
TH-53A – вертолеты СН-53А использовались ВВС с 1989 г. для подготовки экипажей машин МН-53.
HH-53B – восемь вертолетов, похожих на СН-53А, поставленных в Авиационно-космическую службу спасения и безопасного возвращения ВВС США; заправочная штанга перемещена на правый борт носовой части фюзеляжа, установлены пилоны для навески внешних топливных баков; вооружены тремя вращающимися мини-пушками GAU-2A/B калибра 7,62 мм и оснащены двигателями T64-GE-3, позже замененными на T64-GE-7; последние четыре вертолета НН-53В были модифицированы в стандарт машин МН-53J в конце 80-х гг.
CH-53C – 22 вертолета; оснащены “жабрами” и внешними топливными баками, как машины НН-53С; вертолет во многом был похож на этот вариант, но у него отсутствовала заправочная штанга.
HH-53C – улучшенный вариант вертолета НН-53В, 44 из которых были построены для Авиационно-космической службы спасения и безопасного возвращения ВВС США; не имел расчалочных стоек перед внешними пилонами и обладал дополнительной броней для экипажа, усовершенствованными радиоприспособлениями для облегчения взаимодействия с заправщиками НС-130; в 1972 г. были установлены системы приемников предупреждения о радиолокационном облучении и подавления систем инфракрасного обнаружения.
S-65C-2 (S-65О) – экспортный вариант вертолета СН-53С.
S-65-C3 – второй и последний экпортный вариант вертолета Н-53, поставлявшийся в Израиль с 1969 г.; соответствующие варианту НН-53С. 33 вертолета были дополнены в 1981 г. двумя S-65 из Австрии; сохранившиеся машины теперь модернизируются фирмой Israel Aircraft Industries – IAI, которая является филиалом Ассоциации военно-транспортной авиации (MATA Helicopters).
CH-53D – улучшенный вариант вертолета СН-53А с новой трансмиссией, обеспечивающей лучшие летные данные в условиях высоких температур и больших высот, поднялся в воздух 27 января 1969 г.; построено 124 машины.
RH-53D – впервые полетел 27 октября 1972 г.; 30 вертолетов (названные Си Стэлион) были специально разработаны для противоминных операций; оснащенный силовой установкой из двух двигателей T64-GE-415, вертолет отличался от варианта RH-53A наличием штанги для дозаправки в воздухе, системой автоматического управления полетом, мощным крюком для перевозки внешнего груза и лебедкой для спасательных операций; вооружен двумя пулеметами калибра 0,5 дюйма.
VH-53D – два вертолета СН-53D, поставленных в Корпус морской пехоты США для особо важных персон.
CH-53G – вертолеты, построенные по лицензии компанией VFW по заказу армии Германии на 110 экземпляров.
YHH-53H – первый вертолет, оснащенный оборудованием “Pave Low I” (для бреющего полета с отслеживанием рельефа местности), был оснащен телевизионной системой обзора при малой освещенности; позже вертолеты были модифицированы к стандарту “Pave Low II” с внешними “жабрами” и топливными баками
HH-53H – восемь вертолетов НН-53С и аппарат YHH-53H, модифицированные к стандарту “Pave Low III”; оснащались ИК-системой FLIR для обнаружения целей, РЛС для отслеживания рельефа местности, инерциальной навигационной системой, компьютерным дисплеем, воспроизводящим карту перемещения, приемником предупреждения о радиолокационном облучении, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет.
MH-53H – модификация вертолета НН-53Н; все машины стандарта “Pave Low III” модифицированы в стандарт МН-53J.
MH-53J – модификация 31 вертолета НН-53В, СН-53С, НН-53С и МН-53Н для создания cтандарта “Pave Low III Enhanced”; были установлены шина цифровых данных, улучшенная трансмиссия, двигатели Т64-GE-415 и 453 кг (1000 фунтов) титановой брони; максимальный взлетный вес был увеличен с 19050 до 22680 кг (с 42000 до 50000 фунтов).
YCH-53E – два опытных вертолета, оснащенные третьим двигателем Т64-GE-415, увеличившим общую мощность до 9789 кВт (13140 л.с.).
CH-53E – трехмоторный транспортный вариант (162 экземпляра); отличается стабилизатором типа “чайка” и наклоненным рулевым винтом.
MH-53E Sea Dragon – он сочетает корпус и силовую установку вертолета СН-53Е со способностью поиска мин варианта RH-53D; увеличен запас топлива и установлены два пулемета калибра 0,5 дюйма; большие “жабры” и зеркала для обзора задней полусферы.
VH-53F – шесть вертолетов для особо важных персон.
S-80M-1 – вариант миноискателя для ВМС Японии.
Основные тактико-технические характеристики СH-53А
Год принятия на вооружение – 1953
Диаметр главного винта – 22,02 м
Диаметр хвостового винта – 4,88 м
Длина – 20,47 м
Высота – 7,6 м
Масса, кг
- пустого – 10690
- нормальная взлетная – 17340
- максимальная взлетная – 19050
Внутренние топливо – 2385 л
ПТБ – 2 х 1700 л
Тип двигателя – 2 ГТД General Electric T64-GE-7
Мощность – 2 х 2927 кВт (2 х 3980 л.с.)
Максимальная скорость – 315 км/ч
Крейсерская скорость – 278 км/ч
Практическая дальность – 2075 км
Дальность действия – 878 км
Скороподъемность – 631 м/мин
Практический потолок – 6220 м
Статический потолок – 3565 м
Экипаж – 2 чел
Полезная нагрузка: до 64 солдат или 13608 кг груза в кабине или 9072 кг на подвеске.
Вооружение (опционально): 2 или 3 х 7.62-мм шестиствольных пулемета GAU-2B/A Minigun.
Смотрите также
Havilland Australia DHA-G2 GLIDER Легкий десантный планер
В 1942 году ВВС Австралии представили тактико-технические требования на прототип транспортно-десантного планера. Требования были направлены двум авиационным фирмам - канадской Commonweaith Aircraft Co ...
Blade Running
Blade Running - спорт, который несколько связан с дисциплиной swoop. Как направление, начал развиваться в начале 90ых. В этом виде спорта парашютисты прыгают с небольшой высоты или не прыгают вовсе, а ...
Яковлев АВФ-10 Тренировочный планер
В 1921 году 15-летний школьник Александр Яковлев прочел книгу по истории техники. В одной из глав говорилось о возникновении авиации, имелось описание модели планера и была приложена ее схема. И вот, ...