PZL SZD 8 JASKOLKA Спортивный планерЛетательные аппараты / Аэродинамические / Безмоторные аэродинамические аппараты / Планеры / История и виды планеров разных стран / Планеры Польши / PZL SZD 8 JASKOLKA Спортивный планер
Первый экземпляр планера SZD-8 Jaskolka (Ласточка) был спроектирован и построен в 1951 году Т.Костия, облетан 21.09.1951. После некоторых улучшений его начали строить на планерном заводе в г.Бельске серийно. Начиная с 1952 года планер выпускался под названием SZD-8-бис "Яскулка".
Планер хорошо оборудован, снабжен всеми необходимыми приборами для слепого полета, а так же кислородной аппаратурой. На момент появления планера он являлся одним из лучших рекордных планеров.
На планерах этого типа было установлено множество рекордов: четыре польских национальных рекорда ( в том числе в 1957 году с высотой полета 5820м), один английский, один болгарский и семнадцать мировых рекордов, в их числе рекорды скорости по треугольнику на 100 км - 97,4 км/час (1954 год) и по треугольнику на 200 км - 63,304 км/час (1955 год), полет до цели и обратно - 533 км.
Крыло имеет два близко расположенных друг к другу лонжерона, образующих кессон, воспринимающий все нагрузки, действующие на крыло. В работу кессона включен так же фанерный носок крыла, подкрепленный нервюрами и соединенный с передним лонжероном кессона. Угол заклинения крыла 3,5╟, поперечное V равно 4╟. Вдоль всей задней кромки крыла расположены: во внешней части - разрезные элероны, во внутренней - разрезные закрылки щелевого типа. Элероны и закрылки обшиты полотном. Перед закрылками, на задней трети хорды крыла, размещены воздушные тормозные щитки пластинчатого типа.
Оперение состоит из киля и стабилизатора, обшитых фанерой, и рулей, обшитых полотном. Горизонтальное оперение имеет небольшое поперечное V, складывается вверх при отсоединении одного болта, чем облегчается транспортировка планера. Профиль NACA-0012/0008.
Фюзеляж овального сечения, с работающей фанерной обшивкой. Фонарь кабины летчика сдвигается назад, имеет малое лобовое сопротивление и обеспечивает хороший обзор. Фонарь остеклен давленым плексигласом. В носовой части фюзеляжа установлен буксировочный замок. Кабина летчика оборудована навигационными приборами, обеспечивающими выполнение слепого полета, и аэронавигационными огнями, а так же снабжена кислородным оборудованием. На приборной доске расположены следующие приборы: компас, указатель скорости, вариометр, указатель поворотов, высотомер, манометр кислорода и указатель расхода кислорода. Наклон спинки можно менять. За спиной летчика расположен багажник.
Шасси одноколесное, подтягивающееся к фюзеляжу. Колесо размером 300х100 мм расположено впереди центра тяжести. В носовой части фюзеляжа установлена предохранительная лыжа, в хвостовой части - жесткая пята.
В 1956 году был построен опытный модифицированный планер SZD-14X "Яскулка-М", отличающийся от "SZD-8-бис" главным образом наличием V-образного оперения.
В 1956 году планер был еще раз видоизменен - SZD-17Х "Яскулка-L".
В этом же году М.Горзелак завоевывает на Чемпионате Мира в Сент Яне (Франция) третье место в классе одноместных планеров. На планерах "Яскулка-бис" и "Яскулка-L" польские планеристы принимали участие в международном чемпионате 1958 года в Польше.
Всего было изготовлено 135 "Яскулок" различных модификаций. SZD-8 и SZD-8-1 по одному экземпляру SZD-8bis "Яскулка бис" и "Яскулка W" - 60 шт., SZD-8bis "Яскулка Z" - 28 шт., SZD-8bis "Яскулка O" - 5 шт., SZD-8ter "Яскулка Z" - 10 шт., SZD-8ter "Яскулка ZO" - 30 шт.
Смотрите также
Yokosuka SHINRYU Планер-камикадзе
В критический для Японии момент, наступивший в 1944 году, появилось немало проектов самолётов-самоубийц предназначенных для одной, но максимально эффективной атаки. Неоспоримым преимуществом подобной ...
Вертолет ОН-58А "Кайова"
Производство фирмы Белл США
Назначение: вертолет воздушного наблюдения
Экипаж — 1 человек
Максимальная скорость — 228 км/ч
Практический потолок — 5760 м
Дальность полета — 700 ...
Высокая грузоподъемность и способность транспортировать крупно-габаритные грузы
Аппараты "ЭКИП" способны осуществлять перевозку тяжелых (100 и более тонн) крупно-габаритных грузов за счет:
- большой площади аппаратов "ЭКИП" в плане (в З-4 раза больше, чем на с ...