МАИ МАИ-63 Экспериментальный планер

В 1958 г. студенты самолетостроительного факультета А. Кривомлин, М. Александров, Ю. Белов, А. Белосвет, В. Иринархов, С. Куриленко, Е. Мизинов, В. Новиков и другие объединились в конструкторское бюро для постройки летательных аппаратов по схеме "летающее крыло".

В СКБ работали над двумя аппаратами - планером ЛК-МАИ и небольшим самолетом ЛК-МАИ-59 по схеме, предложенной А. И. Пьецухом. Был разработан технический проект планера и сделаны макеты отдельных агрегатов, изготовлены модели для исследования предложенной схемы "летающего крыла" в аэродинамической трубе.

ЛК-МАИ состоял из центроплана малого удлинения ромбовидной формы в плане, к которому были пристыкованы консоли со стреловидностью 30╟.

Достаточно большая стреловидность консолей новой схемы "летающего крыла" позволила расположить на их задних кромках рули высоты малого удлинения. Плечо горизонтального оперения получалось достаточным, и обеспечивалась балансировка аппарата даже с закрылками значительного размаха.

Вертикальное оперение отсутствовало. Путевое управление осуществлялось воздушными тормозами типа "крокодил", поперечное - элеронами с верхней осью вращения, которые при отклонении вверх работали и как тормоза. При этом, помимо необходимого поперечного момента, обеспечивался и благоприятный путевой момент в сторону создаваемого крена.

Центроплан у новой схемы "летающего крыла" имел большую хорду и обратную стреловидность по задней кромке, которая переходила в прямую стреловидность консолей.

ЛК-МАИ принадлежал к планерам стандартного класса с размахом крыла 15 м. Носовая часть крыла кессонной конструкции с пенопластовым подкреплением. Расчетная масса конструкции планера 180 кг. Эскизный проект планера защищен на технической комиссии планерной секции ЦК ДОСААФ.

Одновременно с планером спроектирован самолет идентичной аэродинамической схемы - ЛК-МАИ-59. Расчетная масса пустого самолета 250 кг, расчетное качество 17, двигатель "Вальтер-минор" с толкающим винтом. Шасси трехколесное с носовым колесом. Самолет имел складывающиеся консоли. Стыковка тяг управления осуществлялась автоматически с помощью двойных качалок, установленных в местах разъема консолей.

Конструкция планера и самолета деревянная.

Проекты ЛК-МАИ и ЛК-МАИ-59 экспонировались в 1961 г. в Политехническом музее на выставке "Студенты - XXII съезду". Рабочие чертежи самолета ЛК-МАИ-59 были разработаны последующим поколением студентов (самолет МАИ-62), а дальнейшие разработки планера ЛК-МАИ получили конструктивное воплощение в планере "МАИ-63".

Аэродинамические исследования и технические проработки планера ЛК-МАИ послужили основой для проекта нового планера схемы "летающее крыло" МАИ-63. Были изготовлены продувочные модели и выполнены все необходимые расчеты.

Осенью 1962 г. члены АСК МАИ, где руководителем научно-исследовательского сектора был А.И.Пьецух, приступили к разработке одноместного планера-парителя типа "летающее крыло". В 1963 г. был готов проект, а в 1964 г. в мастерской лаборатории кафедры конструкции и проектирования самолетов студентами построен планер МАИ-63.

Конструировали и строили планер В. Рыцарев, Г. Беспалов, О. Тищенко, Е. Волков, А. Турик, С. Турчков, В. Фатьянов, В. Васильев, В. Пушкин и другие под руководством А. И. Пьецуха.

Все слесарные и сборочные работы студенты выполняли самостоятельно. Многие из них имели рабочие квалификации, были мастерами авиамодельного спорта. Например, студент 5-го курса Ю. Широков, проектировавший центроплан-кабину, еще будучи школьником, стал чемпионом Московской области по авиамоделизму; В. Пушкин имел несколько высокоразрядных рабочих специальностей.

Расчеты на прочность планера МАИ-63 выполняли М. Столяр, О. Державин, В. Воронин, В. Кузнецов. Консультировала студентов Е. С. Войт.

МАИ-63 имел центроплан трапециевидной формы в плане и стреловидные консоли большого удлинения. Стреловидности центропана и консолей по передним кромкам были равны. В местах стыковки консолей к центроплану устанавливались аэродинамические гребни. Вертикального оперения, как и на ЛК-МАИ, не было. Элероны обычные, на консолях. Рули высоты, комбинированные с рулями поворота - расщепляющегося типа - располагались по концам крыла и были вынесены с помощью стреловидных консолей далеко назад за центр тяжести планера.

Стандартная кабина, приспособленная для полулежачего (на спине) положения летчика, закрывалась небольшим фонарем каплевидной формы.

Планер имел цельнометаллическую конструкцию и ламинарный профиль крыла. Обшивка центроплана и крыла до половины хорды дюралюминиевая. Хвостовая часть крыла и рули обтянуты полотном. Взлетно-посадочное устройство состояло из основного колеса в обтекателе, хвостового костыля и двух подкрыльевых опор с колесами малого диаметра.

Технические данные МАИ-63: размах крыла 12,6 м, площадь крыла 9 кв.м, удлинение 17,5 масса конструкции 126 кг, полетная масса 200 кг, нагрузка на несущую поверхность 22,2 кг/кв.м. Максимальное расчетное аэродинамическое качество планера 35 при скорости снижения 0,61 м/с.

Испытания МАИ-63 проводились в Алферьеве в 1964 г. Испытывал планер А.И.Пьецух. Было сделано несколько буксировочных подлетов. Из-за недостаточной жесткости крыли на кручение полеты не выполнялись. После испытаний аппарата были устранены выявленные дефекты, увеличена жесткость крыла и частично доработано шасси.

Для того чтобы в дальнейших испытаниях планер мог осуществлять автономный взлет, а также для возможности проведения испытаний на ограниченных площадках было решено установить на нем легкий поршневой двигатель с тянущим воздушным винтом. Так, в 1965 г. МАИ-63 был модифицирован в мотопланер.

Над центропланом на пилоне, сваренном из стальных труб, был установлен звездообразный двигатель воздушного охлаждения ВП-760 мощностью 23 л.с. Двухтактный пятицилиндровый двигатель конструкции В. В. Полякова разрабатывался специально для мотопланеров и легких самолетов. Модификация планера получила название МАИ-63М. Испытания проводились на аэродроме аэроклуба. Двигатель работал неустойчиво. Были подлеты и пробежки, мотопланер не летал. 

Смотрите также

Многоцелевой транспортный вертолёт Boeing Vertol CH-47 Chinook
Из заявок, поданных пятью компаниями по производству вертолетов, ВВС США выбрали вариант Boeing Vertol Model 114, как наиболее отвечающий требованиям, предъявляемым к фронтовому мобильному вертолету. ...

Дельтаплан Target
Этот тип дельтаплана на территории экс-СССР сначала появился под названием «Студент», по крайней мере, несколько первых аппаратов несли это незамысловатое имя на своих килевых карманах. К ...

Ракета-носитель «Космос-3М» 11К65М
Параметры ДУ первой ступени  ДУ второй ступени  Название РД–216 (11Д614) 11Д49 Тип и число турбонасосных агрегатов (ТНА) Четырехкамерный (два двухкамерных блока) с двумя ТНА Однокамерн ...