Гремяцкий ДИСКОПЛАН Экспериментальный планерЛетательные аппараты / Аэродинамические / Безмоторные аэродинамические аппараты / Планеры / История и виды планеров разных стран / Планеры СССР / Гремяцкий ДИСКОПЛАН Экспериментальный планер
Уже на первом курсе института Анатолий Гремяцкий стал совмещать учебу с проектно-конструкторской работой. Сначала он занимался конструированием лабораторных стендов и воздушных винтов, моторов и лодок. Студентом четвертого курса, получив задание на курсовое проектирование, решил разработать летательный аппарат, который бы соответствовал нормам летной годности, отличался технологичностью конструкции и простотой техники пилотирования. Таким требованиям соответствовал планер первоначального обучения.
В 1968 г. группа студентов во главе с А. Гремяцким приступила к изготовлению планера "Дископлан". В 1969 г. Гремяцкий испытал планер новой конструкции. Аппарат был построен из дерева и обтянут полотном. Конструкция крыла напоминала велосипедное колесо. Обод и втулка соединялись спицами - нервюрами. Крыло расстыковывалось по продольной оси.
Планер имел открытую кабину и двухколесное шасси с резиновой амортизацией. Шасси крепились к килевой балке, на конце которой был установлен руль поворота. "Дископлан" был выполнен по схеме "бесхвостка". Крыло в плане имело форму диска, по задней кромке устанавливались элевоны большой площади. (Как известно, круглая несущая поверхность допускает достижения даже больших углов атаки (порядка 45╟) без опасных последствий. Круглое крыло не сваливается в штопор, а очень устойчиво парашютирует; при посадке оно поддерживается мощной динамической воздушной подушкой). Площадь крыла планера 12 м , диаметр 3,9 м, масса 60 кг.
На "Дископлане" летал главным образом сам конструктор. (А. Гремяцкий не имел специальной подготовки и научился летать самостоятельно.) Планер запускался с помощью резинового амортизатора или самодельной мотолебедки, был устойчив и прост в управлении, но имел невысокое аэродинамическое качество (около 7), т.к. крыло имело малое удлинение - 1,27. Зато круглое крыло в плане обеспечивало безопасность полета (в отношении срыва в штопор), что было наиболее ценным качеством для учебного планера и допускало обучение в одноместном варианте, без инструктора.
Первые полеты "Дископлана" осуществлялись с помощью буксировки планера за мотоциклом. Для полетов зимой аппарат устанавливался на лыжи. На планере были испытаны все варианты запусков. Имелся проект мотопланера, предполагающий установку на "Дископлане" двигателя для обеспечения автономных стартов.
Смотрите также
Schempp-Hirth DISCUS Спортивный планер
Discus - cпортивный планер cтандартного класса, разработанный немецкой фирмой Schempp-Hirth (конструктор Klaus Holighaus). Планер стандартного класса Discus A, выполнил первый полет в 1984 году, были ...
PZL SZD 36 COBRA 15 Одноместный планер
SZD 36 Cobra 15 √ планер стандартного класса, разработанный польской фирмой PZL Bielsko (конструкторы Okarmus и Mynarski). Первый полет которого приходится на 1969г. Franciszek Kepka занял втор ...
Technoflug TKF-2 CARAT Мотопланер
TKF-2 Carat - легкий самолет (мотопланер), разработанный немецкой фирмой Technoflug. Carat - одноместный моторизированный планер с убирающимся шасси и съемными крыльями для транспортировки в трейлер ...