Клеи для деревянных воздушных винтов дельтапланаЛетательные аппараты / Аэродинамические / Безмоторные аэродинамические аппараты / Дельтапланы / Дельтапланы и все о них / Дельтапланеризм и дельтапланы / Клеи для деревянных воздушных винтов дельтаплана
Прочность клеевого соединения обеспечивается силами сцепления затвердевшего клея с поверхностями склеиваемых деталей, а для древесины — отчасти впитыванием клея в поры. Наибольшая прочность склеенных конструкций получается при толщине клеевого шва около 0,1 мм.
Столярный клей очень чувствителен к жаре и влаге, поэтому непригоден для южных и влажных районов нашей страны.
В тридцатые годы единственным клеем для деревянных авиационных конструкций был казеиновый.
Казеин приготовляют из обезжиренного творога: это содержащаяся в молоке сыворотка, которая выделяется из молока любой слабой кислотой, в технике — слабой соляной кислотой. Казеин медленно реагирует с известью, образуя нерастворимый в воде казеинат кальция. Казеиновый клей не надо подогревать. Пользоваться им удобно. Разводится казеиновый порошок в холодной воде, размешивается, чтобы не было комков, и наносится на склеиваемые детали кистью.
Полностью он схватывается за один-два дня, при этом швы получаются довольно влагостойкими. Хотя казеинат и нерастворим в воде, но при намокании немного размягчается. Если бы мир был стерильным, казеин был бы практически идеальным клеем. Но так как казеин представляет собой смесь творога и извести, то он так же, как творог, с течением времени портится. Он превращается в жидкость, выползающую из соединения, оставляя после себя лишь грязные пятна.
Другой недостаток казеина — это его большая объемная усадка А.
Пол ивинил ацетатная эмульсия (синтетический клей) имеет связующим материалом продукт полимеризации поливинилацетата в водной среде. Склеивает ткани и древесину в различных сочетаниях. Заменяет клеи на основе пищевого сырья — декстриновый, казеиновый и мездровый. Перед употреблением эмульсию перемешивают. До рабочей вязкости ее разводят водой. Прочностные характеристики эмульсии и стойкость в атмосфере с повышенной влажностью выше, чем у клеев на основе пищевого сырья. При статических нагрузках может наблюдаться ползучесть. Температура эксплуатации ±60 °С. При склеивании древесины клей наносят одним слоем на обе поверхности и выдерживают 2—3 мин до образования поверхностной пленки. Выдержка при давлении 0,3 МН/м2 составляет 24 ч (до механической обработки). Усадка меньше, чем у казеинового и столярного клея (рис. 50). Фенолформальдегидная смола (или бакелит) позволила создать ряд очень хороших клеев. Правда, использовать их можно только в том случае, если возможна обработка теплом (при температуре около 150 °С) и давлением.
Клей ВИАМ Ф-9 связующим материалом имеет фенолформальдегидную смолу. Водо-, бензо-, масло- и грибо-стоек. Температура эксплуатации ±60 °С. Склеивает все древесные материалы. Детали перед нанесением клея рекомендуется разогреть, но предварительно проверить, нет ли на них пыли, жирных пятен и смолы. Наносить клей лучше тонким слоем, причем делать это надо быстро, чтобы клей не начал схватываться раньше времени.
Клей ФР-12 имеет связующим материалом резорцино-формальдегидную смолу. Быстро отвердевает при нормальной температуре в присутствии как. кислых, так и основных реагентов, водо бензо и маслостоек. Температура эксплуатации от —60 до +80 °С. Клей Д-9 (табл. 3) — эпоксидный клей холодного отверждения, применяется для склеивания древесины, гети-накса, текстолита, стеклопластиков, пенополистирола, пено-эпоксида, полиэтилена, фторопласта и металлов.
Клей состоит из эпоксидной смолы ЭД-20 или ЭД-16 (100 вес. ч.) дибутилфта-лата или полиэфира (10—15 вес. ч.), полиэтиленполиами-да (12—14 вес. ч.), пылевидного кварца или алюминиевой пудры (80—200 вес. ч.). Клей готовят на месте применения: вводят отвердитель (полиэтиленполиамин) и перемешивают компоненты до однородного состояния. Пригодность приготовленного клея составляет 30—40 мин. Клей наносят кистью или шпателем в один слой на обе поверхности. Отверждение протекает под давлением 0,05—0,07 МН/м2. Расход клея составляет 1,5—2 г/дм2.
Клей ЭЗК-4 (клей-компаунд), Д-2 и Д-96 имеют связующим материалом эпоксидную смолу (табл. 4). Это эпоксидные клеи горячего отверждения при давлении 0,05—0,1 МН/м2. Механическая прочность их на 30—50 % выше, чем у клеев холодного отверждения. Обладают хорошей адгезией. Водо-, бензо-и маслостойки, а также стойки к разбавленным кислотам и щелочам.
Температура эксплуатации клеев ЭЗК-4 и Д-2 находится в пределах от —60 до +120 °С, клея Д-96 от —60 до +150 °С. Эти клеи используются практически для всех материалов. Расход составляет 1,5—2 г/дм2.
Для приготовления клея смолу ЭД-6 разогревают до 120—130 °С, а затем вводят в нее подогретый до той же температуры полиэфир и перемешивают 1,5—2 ч. После этого в смесь добавляют наполнитель, подогретый до 80 ± ±5 °С, а после него — маленький ангидрид, расплавленный при той же температуре (80± ±5°С), и вновь все перемешивают до однородного состояния.
Перед употреблением клей разогревают до нужной вязкости, но часто разогревать клей не рекомендуется. Поверхности, подготовленные для склеивания, тоже подогревают (до 50—70 °С). Все работы необходимо проводить в сушильном шкафу с вытяжкой, в резиновых перчатках и респираторе.
Иногда деревянные винты оклеивают тонкой тканью, что предохраняет их от мелких повреждений и нарушения полировки мелкими частицами грунта и жестким снегом, а также ледяной крошкой.
Но независимо от оклейки или ее отсутствия лопасти следует обрабатывать очень чисто, чтобы сохранить высокий КПД воздушного винта.
Из какого бы материала не был сделан воздушный винт, он обязательно должен быть отбалансирован.
Смотрите также
Подробности поршневой компрессор к25м тут.Многоцелевой вертолет Bell UH-1 Iroquois
В июне 1955 г. Армия США выбрала проект компании Bell Helicopter Company, обозначенный как Bell Model 204. Новый вертолет стал известен в армии под обозначением H-40 (HU-1) и получил имя Iroquois. Пер ...
Основные геометрические данные
Самолет
Ф-10
Ф-15
Ф-20
Ф-25
Ф-30
Ф-35
Общие
...
Эволюция отечественной тяжелой боевой авиации на примере развития самолетов бомбардировщиков КБ Туполева
Тяжелая боевая авиация впервые была создана в начале XX в. в России и достигла в своем развитии грандиозных успехов, пройдя путь от первых четырехмоторных воздушных кораблей "Илья Муромец" И ...