Особенности околоэкранной аэродинамики крылаЛетательные аппараты / Аэродинамические / Безмоторные аэродинамические аппараты / Дельтапланы / Дельтапланы и все о них / Дельтапланеризм и дельтапланы / Особенности околоэкранной аэродинамики крыла
Обычно расположение крыла над экраном измеряется относительной высотой
где h — высота задней кромки крыла над экраном.
Установлено, что заметное влияние экрана на аэродинамические характеристики крыла проявляется при Л<1, то есть при движении на высоте, которая меньше хорды крыла. При этом меняется картина обтекания крыла.
В процессе «проталкивания» воздуха между крылом и поверхностью происходит интенсивное подтормаживание его и, как следствие, увеличение давления на нижней поверхности крыла. При очень малых расстояниях до экрана (h— = (0,1 -f-0,2)6 давление заметно повышается и теоретически при полном затормаживании потока может достигнуть значения скоростного напора (q = q—t-). Экран уменьшает угол скоса потока за крылом, и благодаря этому снижается индуктивное сопротивление крыла. Но в случае отрицательного угла атаки (а крыло будет притягиваться к экрану) образуется диффузор между крылом и экраном — так называемый эффект «трубки Вентури», и дельтаплан может «клюнуть» носом.
Под влиянием экранного эффекта коэффициент подъемной силы может возрастать до 50 %. Некоторое влияние на Су крыла при этом оказывает относительная вогнутость профиля.
Коэффициент лобового сопротивления падает в несколько раз, а отсюда становится понятно, что растет аэродинамическое качество крыла (К = с + = -ргг-). И поэтому над экраном можно долго лететь на углах атаки, соответствующих минимальному лобовому сопротивлению.
При приближении к экрану меняется распределение давления на поверхности крыла. Центр давления перемещается в сторону задней кромки крыла. Увеличивается пикирующий момент, на ручке управления ощущается большее усилие. При случайном крене дельтапланерист ощущает, как возрастает подъемная сила на опускающемся полукрыле и появляется восстанавливающий момент, возвращающий крыло в первоначальное положение.
Эффект Земли целесообразно использовать и помнить о его физической сути, особенно в случае аварийных посадок, а также на неподготовленную и незнакомую местность.
Правильный вираж — это криволинейный полет в горизонтальной плоскости, без скольжения, то есть установившийся полет по скорости и углу крена. Но так как полет дельтаплана происходит с потерей высоты, то правильный вираж превращается в пологую спираль. Без потери высоты правильный вираж (движение по окружности или с набором высоты) может быть выполнен только в восходящем потоке, который создаст дополнительную подъемную силу на крыле.
При криволинейном полете в горизонтальной плоскости на дельтаплан действует пространственная система сил.
Сила лобового сопротивления уравновешивается горизонтальной составляющей силы веса. Подъемная сила лежит в плоскости симметрии аппарата, отклоненного от вертикали на угол крена.
Вертикальная составляющая подъемной силы уравновешивает силу веса аппарата, а горизонтальная составляющая остается неуравновешенной.
Смотрите также
Многоцелевой транспортный вертолёт Sikorsky Aircraft CH-53 Sea Stallion
Тяжелый транспортный вертолет Sikorsky S-65 впервые поднялся в воздух 14 октября 1964 г. под обозначением СН-53 Sea Stallion. Он имел водонепроницаемый корпус и был оснащен двумя двигателями General E ...
Научно-исследовательские ИСЗ
Аппаратура, устанавливаемая на борту ИСЗ, а также наблюдения ИСЗ с наземных станций позволяют проводить разнообразные геофизические, астрономические, геодезические и др. исследования. Орбиты таких ИСЗ ...
Туполев А.А.
Алексей Андреевич Туполев родился 20 мая 1925 г. в Москве. Его родители - Андрей Николаевич и Юлия Николаевна Туполевы. Еще не окончив средней школы, он с родителями эвакуируется в Омск. Окончив средн ...