Дельтапланеризм

По инициативе известной английской спортсменки Энн Уэлш Международная авиационная федерация на своем заседании 27 сентября 1974 года официально признала дельтапланеризм в качестве нового вида авиационного спорта и создала при ФАИ Международную комиссию по свободному полету СИВЛ (CIVL). Президентом комиссии был избран Дан Пойнтер, автор первой достаточно глубокой и полной книги о дельтапланеризме. В марте 1975 года в Кессене, в Австрии, состоялся неофициальный чемпионат мира по дельтапланер-ному спорту, в котором участвовало 300 спортсменов из 20 стран.

На всемирной встрече дельтапланы второго поколения обладали значительными преимуществами перед другими конструкциями, поэтому Международная федерация в первую очередь сочла необходимым провести классификацию аппаратов, чтобы спортивный успех в основном зависел не от техники, а от мастерства пилота. По этой классификации все конструкции разбивались на три класса. Первый класс имел строгие ограничения по размерам каркаса и купола и практически объединял аппараты первого поколения. Ко второму классу относились дельтапланы с гибким крылом, имеющие ба-лансирное управление, без ограничительных требований к конструкции. В третий класс входили любые конструкции, позволявшие совершить старт с ног.

В том же году молодая федерация произвела подсчет своих приверженцев. Всего было зарегистрировано 40 475 аппаратов и 39 620 пилотов. В последующие годы численность энтузиастов росла в геометрической прогрессии, особенно после налаживания промышленного производства дельтапланов, годовой объем которого стал измеряться миллионами штук.

В начале сентября 1976 года в Кессене, эмблема которого стала сейчас международной эмблемой дельтапланеризма, состоялся первый официальный чемпионат мира. В нем приняли участие 145 спортсменов из 26 стран. Спортсмены соревновались в точности приземления и продолжительности полета. Новый кодекс ФАИ отменил прежние рекорды по высоте точки старта и продолжительности полета и одновременно четко регламентировал правила установления рекордов на выигрыш высоты и дальности полета. Мировые рекорды регистрировались по дальности полета по прямой, а также на выигрыш высоты и абсолютную высоту (прил. 1).

Второй чемпионат мира, намечавшийся в ЮАР, благодаря принципиальной позиции руководства международной федерации и лично президента Дана Пойнтера, не поддавшихся нажиму со стороны расистов, был отменен.

Вскоре было решено проводить чемпионаты мира раз в два года. Очередной чемпионат состоялся во Франции под Греноблем в июле — августе 1979 года. Организаторы чемпионата — министерство по делам молодежи и спорта и национальная федерация — хорошо подготовились к его проведению. Место посадки и предварительной проверки дельтапланов было оборудовано всем необходимым, вплоть до трибун для зрителей, выездных кафе и павильонов дельтапланерных фирм, торгующих рекламной продукцией, спортивной экипировкой, снаряжением, приборами и другой дельтапланерной атрибутикой.

Спортивные упражнения отличались большим выбором:заданная продолжительность полета, пилотажный комплекс, кросс кантри, открытая дальность и другие. Такое разнообразие упражнений говорило лишь о неясности спортивных критериев оценки мастерства в новом развивающемся виде спорта. Аппараты первого класса оказались не только конкурентоспособными в сравнении со вторым классом, но зачастую обходили его по результатам. Третий класс участвовал только в показательных полетах.

Стремительное развитие дельтапланеризма привело к тому, что ФАИ изменило принятую классификацию, оставив всего два класса: первый класс — дельтапланы с балансирным управлением, второй класс — разрешается аэродинамическое управление. Лучшим дельтапланом чемпионата был признан дельтаплан «Атлас» французской фирмы Ля Мойетт. Независимо от спортивных достижений для определения уровня мастерства пилота ФАИ учредила три вида значков.
Бронзовый значок присваивается пилоту, если он выполнит следующие нормативы:
полет на расстояние не менее 2 км, завершающийся нормальной посадкой в радиусе 25 м от цели;
пять полетов продолжительностью не менее 5 мин каждый с посадкой в цель с теми же условиями.
В международных соревнованиях имеют право участвовать лишь те, кто заслужил этот значок.

Нормативы на получение серебряного значка:
полет на дальность не менее 50 км;
выигрыш высоты не менее 1000 м;
полет продолжительностью не менее 5 ч.
Для получения золотого значка необходимо совершить полет на дальность в 300 км или полет до цели с возвращением или по треугольному маршруту протяженностью 200 км. В связи с тем, что претендентов на золотой значок долгое время не находилось ни в одной стране, с 1984 года этот норматив с 300 км уменьшили до 200.

ФАИ решила первые 50 золотых и серебряных значков вручать, пилотам непосредственно от Международной федерации, а имена их обладателей занести в реестры истории. Бронзовые значки вручаются национальными федерациями.

На звание первого рекордсмена мира также долгое время не было претендентов. И им оказался спортсмен отнюдь не юношеского возраста — 58-летний Джордж Уортингтон. Он добился рекордных результатов как на аппарате первого класса, так и на жесткокрылом «Митчелле Уинге». Вот его рекорды мира:

полет на выигрыш высоты (первый класс) — 3566 м;
полет на открытую дальность (второй класс) — 153,61 км;
полет до цели (первый класс) — 153,61 км;
полет до цели с возвращением (второй класс) — 76,38 км.
Некоторые из этих рекордов, установленных дельтапланеристом 10 лет тому назад, частично держатся до сих пор.

Отдельно регистрируются рекорды среди дельтапланов первого и второго классов (гибких и жестких крыльев), одно- и многоместных аппаратов, а также мужские и женские. 

Смотрите также

Дирижабль — фирмы «GoodYear»
  Дирижабль — фирмы «GoodYear» (США, 1969) В 1961 американские военные дирижабли были сняты с вооружения, материальная часть законсервирована. В 1950—70-е годы, в США и За ...

Володя Нефедов
Иногда мне снились страшные сны. Но странно: то, что я видел при расследовании причин летных катастроф — обгоревшие и расчлененные тела, перемешанную с обломками металла человеческую плоть, это ни ...

В годы Великой Отечественной войны
С началом Великой Отечественной войны экипажи дальнебомбардировочных частей уже в полдень 22 июня 1941 года вступили в боевые действия по уничтожению скопления немецко-фашистских войск в районах Сувал ...