Селяков Л.Л.
Леонид Леонидович родился 22 апреля 1916 года в Киеве семье русских интеллигентов, сумевших дать маленькому Лене многое из того, что определило его характер и дальнейшую судьбу. Это, прежде всего, глубокие внутренняя порядочность и уважение к окружающим, независимо от ранга и занимаемой должности. Дальнейшая жизнь и работа в отечественном авиапроме на руководящих и ответственных постах сделали Л.Л.Селякова бойцом, иногда весьма жестким, но не сумели сделать из него холодного циника и конформиста. О Л.Л.Селякове можно справедливо сказать, что он и как личность и как высококвалифицированный специалист во многом сделал себя сам. Имея за плечами только профессиональную подготовку в объеме техника, он, обладая пытливым умом и нестандартным мышлением, постоянно впитывал в себя массу информации по многим отраслям знаний и, прежде всего, в области авиастроения. К моменту, когда обстоятельства потребовали от него принятия самостоятельных решений, от которых во многом зависели судьбы людей работавших с ним и дела которому он служил, Леонид Леонидович был готов в полной мере взвалить на свои плечи всю меру тяжелой ответственности за создание новой авиационной техники.
В 1929 г тринадцатилетний мальчишка Леня Селяков впервые поднимается в воздух на туполевском АНТ-9, выполнявшим демонстрационные полеты с Центрального аэродрома Москвы. Крещение авиацией произошло. На следующий год, после окончания семилетки - работа при самолетах в экспедиции у отца, затем Центральная Авиаремонтная База "Добролета" и наконец вхождение в большую авиацию - поступление на работу в ЦАГИ к А.Н.Туполеву, где он работает в бригаде у В.М.Петлякова, под непосредственном руководством В.Н.Беляева, участвуя в проектировании тяжелых самолетов АНТ-20 "Максим Горький" и АНТ-42 (ТБ-7). В бригаде Беляева, а затем и в его ОКБ, Селяков занимается в предвоенный период проектированием нескольких оригинальных конструкций самолетов различного назначения. Именно тогда у Леонид Леонидовича появляется тяга к необычным компоновочным и техническим решениям, которую он пронес через всю свою авиационную жизнь.
Перед самым началом Великой Отечественной войны Л.Л.Селяков переводится на серийный завод N 22, где его назначают заместителем А.И.Путилова, руководившего бригадой фюзеляжа. Все силы коллектива завода N 22 были брошены на увеличение выпуска и дальнейшее совершенствование самого массового советского бомбардировщика Великой Отечественной войны самолета Пе-2. После эвакуации в Казань, Л.Л.Селяков возглавляет бригаду фюзеляжа и первой крупной самостоятельной работой по самолету Пе-2 для него становится проектирование и внедрение в серию деревянной хвостовой части фюзеляжа. В 1942 году Л.Л.Селяков в кратчайший срок в инициативном порядке проектирует и внедряет в серийное производство на "пешку" верхнюю крупнокалиберную пулеметную установку. Эта доработка спасла жизни многим экипажам Пе-2, значительно повысив его защиту в столкновениях с "мессерами". За эту работу Селякову была объявлена благодарность от Верховного. Затем была работа по модификации Пе-2 под двигатели АШ-82, а с 1943 года, уже под началом В.М.Мясищева, работы по новым модернизациям Пе-2 - Пе-2Б, Пе-2Р, Пе-2К, Пе-2М, и наконец создание в 1944 году скоростного фронтового бомбардировщика Пе-2И советского "москито", обладавшего для своего времени выдающимися летно-тактическим данными.
Леонид Леонидович Селяков
В начале 1946 года Л.Л.Селякова переводят в ОКБ А.С.Яковлевым, где он руководит созданием опытных реактивных самолетов-истребителей Як-19, Як-25 и экспериментального реактивного самолета с ромбовидным крылом Як-1000. Для этих машин Селяков предложил несколько оригинальных технических решений, которые в дальнейшем получили права "гражданства" на многих первых отечественных реактивных самолетах. За эти работы Леонид Леонидович награждается орденом "Отечественной войны" 2-ой степени.
24 марта 1951 года постановлением правительства было восстановлено ОКБ В.М.Мясищева. Новому коллективу поручалось спроектировать и построить стратегический реактивный бомбардировщик с дальностью полета не менее 12000 км. В апреле 1951 года Л.Л.Селяков переводится в мясищевское ОКБ и сразу же приступает к проектированию будущего стратегического бомбардировщика М-4, занимая в команде В.М.Мясищева одно из ведущих мест, став Начальником Отдела Технических проектов. За полтора года новому ОКБ удалось создать первоклассный турбореактивный стратегический бомбардировщик в классе американского В-52. М-4 был запущен в серию, затем был модернизирован (самолет 3М) и длительное время вместе с туполевскими турбовинтовыми Ту-95 составлял основу нашей стратегической ударной авиационной мощи. За работы по семейству самолетов М-4 и 3М группе работников ОКБ Мясищева, в том числе и Л.Л.Селякову была присуждена Ленинская премия, одновременно он получил орден Ленина. Начиная с 1952 года в ОКБ Мясищева начались работы над межконтинентальными сверхзвуковыми стратегическими бомбардировщиками. Благодаря огромной работе проведенной под руководством Селякова к середине 50-х годов сложился облик сверхзвукового тяжелого межконтинентального самолета, получившего обозначение М-50, в проектировании которого нашли применение многие основные принципы создания тяжелых сверхзвуковых самолетов, часть из которых не потеряли своей актуальности и до настоящего времени. М-50 был построен в опытном экземпляре, начал проходить испытания, но вскоре вся программа была свернута (в рамках общего свертывания авиационных военных программ в стране, в пользу широкого развертывания ракетных систем различного назначения) и мясищевское ОКБ, имевшее в своем "портфеле" целую серию перспективных проектов было перепрофилировано на ракетную тематику.
В начале 1962 года Л.Л.Селяков возвращается в свою "альма-матер" к А.Н.Туполеву, и практически вся его дальнейшая творческая жизнь будет связана с самолетом Ту-134, проектирование которого в этот период заканчивалось в ОКБ. В декабре 1962 года на Леонида Леонидовича возлагается как на заместителя Главного конструктора руководство по работам над самолетами Ту-124 и Ту-124А (Ту-134). С 1976 года он Главный конструктор по самолету Ту-134. К этому моменту под его руководством было создано несколько модификаций Ту-134 и сотни машин этой марки летало, как в СССР, так и за границей.
В 1963 году опытный Ту-134 (Ту-124А) совершает первый полет, а с 1965 года серийный завод в Харькове начинает серийный выпуск Ту-134. Вся организационная работа по развитию и совершенствованию самолета, а также нелегкие вопросы поддержания нормального процесса эксплуатации Ту-134 и его модификаций легла на плечи Л.Л.Селякова и его команды, которая все годы в своей работе, при самых острых ситуациях опиралась на огромный опыт, знания Л.Л.Селякова и его авторитет в промышленности и у эксплуатантов этого самолета. За почти 20-ти летний период производства и развития Ту-134 под руководством Леонид Леонидовича было проработано множество проектов модификации Ту-134, среди которых можно отметить пассажирские Ту-134, Ту-134А, Ту-134, самолеты для подготовки летного состава ВВС Ту-134Ш и Ту-134УБЛ, специализированный Ту-134СХ и т.д, строившиеся серийно и широко эксплуатировавшиеся в авиапредприятиях ГВФ и частях ВВС.
Всего за годы серийной постройки было выпущено 852 самолета типа Ту-134. Самолет Ту-134 был первым отечественным пассажирским самолетом, который был сертифицирован на соответствие западным нормам летной годности. Ту-134 стал "рабочей лошадкой" на многие годы для отечественной пассажирской авиации. На начало 90-х годов пассажирские Ту-134 перевезли около 600 млн. человек. Несколько сотен Ту-134 продолжают и сейчас надежно работать, ожидая достойной для себя замены, в том числе, и в лице нового туполевского ближнемагистрального Ту-334. В ноябре 1972 года за создание самолета Ту-134 и его модификаций группе создателей самолета Ту-134 была присуждена Государственная премия, в числе награжденных были А.Н.Туполев и Л.Л.Селяков.
Помимо работ по Ту-134, в 70-ые годы Л.Л.Селяков участвует в поисках и разработках проектов по перспективным дозвуковым пассажирским самолетам, эти работы привели в 80-ые годы к созданию современного среднемагистального самолета Ту-204.
В 90-е годы Леонида Леонидовича посещает новая муза - он пишет и подготавливает к публикации в России и за рубежом несколько книг-очерков, в которых он попытался осветить свой жизненный и творческий путь. Книги, написанные пером искренним и бескомпромиссным, во многом спорные, как ни что другое характеризуют ее автора - человека свободного, независимого и критически мыслящего.
До последнего дня своей жизни Леонид Леонидович был "в авиации". Он активно работал в ОКБ по новым проектам, делился своим богатым опытом авиационного конструктора с молодым поколением, живо интересовался всем новым, что появлялась в авиации.
Умер Леонид Леонидович в 2002 году. Память и благодарность к этому человеку осталась в головах и сердцах всех людей, которым посчастливилось работать и общаться с этим неординарным человеком и талантливым авиаконструктором.
Смотрите также
Основные геометрические данные
Самолет
Ф-10
Ф-15
Ф-20
Ф-25
Ф-30
Ф-35
Общие
...
Травматический шок
Шок в переводе на русский язык означает удар. В медицине под этим термином подразумевается реакция нервной системы на чрезмерно большую травму и сильную боль. Травматический шок — чрезвычайно ре ...
Horten PARABEL Экспериментальный планер
Планер Parabel (Парабола) был построен братьями Хортен в 1938 году. Это был самый необычный из построенных братьями планеров - обводы крыльев у него были не треугольные как у остальных, а параболичес ...